ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ХЬЮМАН РАЙТС ВОТЧ - 2007

Январь 2007 г.

Афганистан

К концу 2006 г. Афганистан оказался на грани того, чтобы вновь стать логовом нарушителей прав человека, преступников и боевиков-экстремистов, многие из которых в прошлом уже творили беззакония и угрожали стабильности в собственной стране, регионе и в мире в целом.

Отсутствием власти во многих частях страны пользовались вновь набирающие силу талибы, племенные полувоенные формирования и перевооружившиеся полевые командиры. Они все чаще использовали тактику терактов и покушений, нанося удары в том числе и по беззащитным мишеням, таким как школы, учителя и религиозные лидеры, чтобы запугать простых афганцев и продемонстрировать им неспособность центрального правительства обеспечить защиту населения. В значительной степени насилие и нестабильность подпитывались вторым подряд рекордным урожаем опиумного мака, на 60% превысившим уровень 2005 г. и обеспечившим почти половину национального дохода и 92% мирового производства героина.

По мере того как войска НАТО под флагом ооновских Международных сил содействия безопасности наконец стали расширять свое оперативное присутствие в провинциях, вооруженное сопротивление на юге и юго-востоке Афганистана перерастало в открытую войну. В других частях страны афганцы постоянно становились объектом произвола и угнетения со стороны влиятельных полевых командиров и полувоенных формирований, многие из которых формально были союзниками центрального правительства. По всей стране, в том числе в Кабуле, недостаточность и слабая координация международной помощи в области безопасности и финансов вызывали у людей разочарование и отчаяние. С другой стороны, афганцы сталкивались с неэффективностью и коррупцией администрации Хамида Карзая, которая зачастую не имела достаточной воли или ресурсов, чтобы защитить рядовых граждан.

Несмотря на рост средних доходов на душу населения (в значительной части связанный с наркоторговлей), развитие хозяйства преимущественно ограничивалось городскими районами, в первую очередь - окрестностями Кабула. По мере удаления от крупных центров заметно нарастали произвол, бедность и нестабильность. Во многих частях страны, остающейся одной из беднейших в мире, вооруженные столкновения и нестабильность служили серьезным фактором, тормозившим развитие хозяйства или даже приводившим к его разрушению. Наиболее серьезные проблемы с восстановлением наблюдались на юге, что только усугубляло там настроения недовольства.

Насилие и нестабильность

На момент подготовки настоящего доклада в 2006 г. в результате насилия, связанного с вооруженным сопротивлением, было убито более 1 тыс. мирных жителей, большинство - на юге Афганистана. Всего от насилия погибло более 3 тыс. афганцев, что вдвое превышает уровень 2005 г. и больше, чем за любой год со времени падения режима талибов в 2001 г. По оценкам ООН, в результате насилия на юге страны 15 тысяч семей, или около 80 тыс. человек, были вынуждены покинуть свои дома.

В 2006 г. талибы и другие антиправительственные силы стали широко использовать теракты с участием смертников. Было совершено более 80 таких терактов, жертвами которых становились преимущественно мирные жители. По сравнению с 2005 г., отмечен резкий - до сотен - рост нападений на учителей, учащихся и школы; такие нападения в силу гражданской природы целей составляют военные преступления. Из-за них в целых дистриктах закрывались все школы, а учителям и сотрудникам образовательных НПО приходилось уезжать. В результате более 200 тыс. учащихся, посещавших школу в 2005 г., были лишены возможности продолжить образование.

Безвозвратные боевые потери иностранных войск в 2006 г. составили более 170 человек. Силы НАТО и возглавляемой США антиталибовской коалиции пытались минимизировать гражданские потери и гражданский ущерб, однако имелись серьезные вопросы относительно способности натовских войск обеспечить проведение различия между комбатантами и гражданскими лицами в условиях массового применения ударов с воздуха, призванных восполнить недостаточность наземных сил.

На юге Афганистана племенные вожди, такие как сенатор Шер Мохаммад Ахундзада, снятый с поста губернатора провинции Гильменд в связи с обвинениями в коррупции и причастности к наркоторговле, с благословения президента Х.Карзая сохраняли под своим командованием полувоенные формирования, не особенно соблюдавшие воинскую дисциплину. По всей стране высокие посты по-прежнему занимали - и по-прежнему злоупотребляли властью - полевые командиры, за которыми тянется шлейф военных преступлений и других серьезных нарушений периода гражданской войны 1990-х гг., в частности депутаты Абдул Рабб эль-Расул Сайяф и Бурхануддин Раббани, генерал Абдул Рашид Дустум и вице-президент Карим Халили.

Неудачи центрального правительства

Администрация Х.Карзая не предпринимала убедительных попыток обуздать массовую коррупцию или беззакония полувоенных формирований и полевых командиров. Правительство слишком часто уступало требованиям противопоставить нестабильности политические репрессии, хотя такая политика отталкивала от Кабула многих простых афганцев и подрывала легитимность нынешней власти. В июне Национальный директорат безопасности распространил среди афганских журналистов перечень ограничений, призванный блокировать появление материалов об эскалации нестабильности. Одновременно НДБ все в большей степени прибегал к запугиванию и жестким методам для получения информации и блокирования критики в адрес правительства.

В мае Х.Карзай нанес серьезный урон важнейшей реформе афганской полиции, назначив начальниками провинциальных управлений несколько известных нарушителей прав человека и полевых командиров, таких как Басир Саланги и Гулам Мустафа, хотя они не отвечали правозащитным требованиям, предъявляемым к кандидатам на старшие полицейские должности. В июле столичная полиция под командованием Амануллы Гузара применяла избыточную силу при разгоне демонстраций в Пагмане, где люди протестовали против незаконных захватов земли уже упоминавшимся депутатом Абдул Рабб эль-Расул Сайяфом.

Обеспечение правосудия

Хамид Карзай не обеспечил реальный запуск Плана действий в области переходной юстиции - пятилетней программы, призванной аккумулировать информацию о боевых действиях и насилии прежнего периода и выработать механизмы обеспечения ответственности. План был одобрен кабинетом в декабре 2005 г., однако до осени 2006 г. оставался замороженным, поскольку так и не был официально обнародован президентом.

Талибы и другие антиправительственные силы использовали пассивность администрации Х.Карзая для противостояния с вошедшими в правительство полевыми командирами с целью мобилизовать поддержку в обществе и дискредитировать кабульские власти и их внешних союзников. Воспользовавшись отсутствием обещанного международным сообществом содействия восстановлению судебной системы, на юге Афганистана талибы вновь ввели свое средневековое судопроизводство.

В марте, на суде, проходившем без соблюдения элементарных процессуальных стандартов, был приговорен к смерти Асадулла Сарвари, возглавивший госбезопасность при коммунистическом правительстве в конце 1970-х гг. На момент подготовки настоящего доклада приговор еще не был приведен в исполнение.

В сентябре афганские судебные власти освободили из-под стражи главного подозреваемого в убийстве в 2004 г. пятерых сотрудников международной организации "Врачи без границ". В январе этот человек был оправдан за отсутствием доказательств, однако оставался под стражей до решения по протесту обвинения. Его освободили потому, что судейские чиновники заявили, что потеряли дело и что срок содержания под стражей к тому моменту уже превысил максимально допустимый по афганским законам.

Ключевые международные игроки

Военная и экономическая помощь международного сообщества Афганистану после падения режима талибов была и остается минимальной в сравнении с другими постконфликтными ситуациями последнего времени. На конференции в Лондоне 31 января - 1 февраля высокопоставленные представители более 60 стран согласовали рамочный план развития Афганистана на смену Боннскому соглашению, определявшему политический процесс после свержения талибов американскими силами. Афганистану было обещано в общей сложности около 11 млрд. долл. США за пять лет, что значительно меньше оценочной потребности в 28 млрд. долл., заявленной Всемирным банком и афганским правительством.

Международная помощь в области безопасности (всего 40 тыс. военнослужащих под натовским и американским командованием) также намного не дотягивала до уровня, который военные эксперты считают достаточным. США отказались от планов сокращения своего контингента, однако другие члены НАТО не спешили удовлетворять потребности международных сил в дополнительном личном составе и материально-техническом обеспечении.

Антиправительственные силы и наркоторговцы пользовались свободой передвижения, укрываясь в районах вдоль афгано-пакистанской границы, что давало основания предполагать бездействие или соучастие со стороны пакистанских властей.