ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ХЬЮМАН РАЙТС ВОТЧ - 2006

Январь 2006 г.

Ирак

В 2005 г. ситуация с правами человека в Ираке значительно осложнилась и сопровождалась нарастанием вооруженных нападений групп сопротивления, в том числе преднамеренных ударов по гражданскому населению и терактов с участием смертников. Частота похищений, во многих случаях - с целью выкупа, оставалась высокой, хотя отмечалось снижение числа случаев похищения иностранцев. Последнее было отчасти связано с сокращением международных сотрудников гуманитарных организаций, СМИ и других в условиях ухудшения условий безопасности.

Дополнительным фактором усугубления ситуации с правами человека служили операции по подавлению вооруженного сопротивления многонациональными и иракскими силами, в ходе которых в нарушение законов вооруженного конфликта гибли мирные жители. Сохранялась и проблема непринятия американскими военными даже минимальных мер предосторожности для защиты гражданских лиц, в том числе на блокпостах. Самым громким случаем такого рода стало убийство в марте офицера итальянской разведки. По итогам расследования, проведенного американскими военными, действия всех военнослужащих были признаны правомерными, однако этот инцидент показал, что американцы так и не учли уроков двухлетнего опыта работы на блокпостах.

После скандала с багдадской тюрьмой Абу-Граиб в апреле 2004 г. продолжали появляться новые факты пыток и недозволенного обращения с лицами, задержанными американскими силами в 2003-2004 гг. Часть такой информации основывалась на свидетельствах самих американских военнослужащих, которые рассказывали о постоянных и жестоких избиениях задержанных, а также о таких приемах, как помещение людей в стрессовые позы, лишение сна, содержание на жаре или в холоде, лишение пищи и воды и воздействие на кожу и глаза с помощью химических реактивов. Из заявлений военнослужащих следует, что нарушения были результатом попустительства со стороны военного и гражданского руководства и неадекватного понимания допустимых методов допроса и применимости Женевских конвенций. Все это опровергает заявления администрации Дж.Буша о том, что нарушения в обращении с задержанными за рубежом носят характер отдельных исключительных случаев и не связаны с политическими установками.

Попытки ускорить экономическое восстановление и реконструкцию разрушенной иракской инфраструктуры по-прежнему наталкиваются на общую нестабильность и насилие, связанное с действиями сопротивления и операциями по его подавлению. При этом в политической области был достигнут заметный прогресс: в январе 2005 г. прошли всеобщие выборы, в марте была сформирована Переходная национальная ассамблея, в апреле - Переходное правительство, а в октябре прошел референдум по новой конституции.

Система государственной власти и политический процесс

30 января 2005 г. при содействии ООН состоялись выборы в 20 государственных органов, включая Переходную национальную ассамблею. Выборы проходили на фоне серьезнейших проблем с безопасностью и политической нестабильности, что препятствовало максимально широкому участию всех лиц, имеющих право голоса. После неоднократных переносов 28 апреля было сформировано Переходное правительство во главе с Ибрагимом эль-Джафари.

15 октября на референдуме была принята постоянная конституция. По официальным данным, за нее проголосовало 78% имеющих право голоса при явке в 63%. Процесс подготовки конституции сопровождался трудностями, связанными с попытками обеспечить участие суннитских политических группировок, бойкотировавших январские выборы, а также с попытками достижения консенсуса по ряду ключевых вопросов, включая проблемы религии и федерализма. В конституции были отражены основные принципы и права личности, однако вопросы реализации многих положений были оставлены отсылочным нормам. Был создан механизм дальнейшей доработки конституции после парламентских выборов, назначенных на 15 декабря 2005 г.

Нападения групп сопротивления на гражданских лиц

В 2005 г. группы сопротивления в массовом порядке совершали нападения на гражданских лиц, в результате которых погибли сотни иракцев и иностранных граждан. Ответственность за эти нарушения несут, в частности, иракская организация "Аль-Каиды", "Ансар-аль-сунна" и "Исламская армия Ирака", совершавшие похищения и внесудебные казни. Первые две группировки, как сообщалось, неоднократно демонстративно заявляли о своей причастности к крупным терактам с использованием заминированных автомашин и смертников в мечетях, на базарах, автовокзалах и в районе других гражданских объектов.

Все эти нарушения происходили в контексте коалиционного вторжения в Ирак и последовавшей оккупации, приведших к гибели десятков тысяч мирных жителей и спровоцировавших возникновение вооруженного сопротивления. Главный аргумент, которым оперируют группы сопротивления, состоит в том, что США незаконно вторглись в Ирак и виновны в гибели тысяч мирных людей с марта 2003 г.

Объектами целенаправленных нападений групп сопротивления становятся государственные чиновники, политики, судьи, журналисты, сотрудники гуманитарных организаций, врачи, преподаватели и те, кого считают "пособниками оккупантов" - переводчики, уборщики и другой гражданский персонал многонациональных сил. Иракским сопротивлением с умышленной целью уничтожения гражданских лиц были организованы теракты с использованием заминированных автомашин и смертников у шиитских мечетей, христианских церквей и офисов курдских политических партий. Ссылки на то, что эти объекты являются законными военными целями, поскольку могут поддерживать иностранные войска, лишены международно-правовых оснований: международное право требует защищать любых гражданских лиц, не принимающих активного участия в военных действиях.

Пытки и убийства, совершаемые иракскими силами безопасности

Пытки и недозволенное обращение в местах содержания под стражей остаются для Ирака серьезной проблемой, причем отмечается рост числа сообщений о такого рода случаях. Подавляющее большинство сообщений связано с подразделениями иракского МВД, а также с формированиями Министерства обороны. В частности, задержанные по делам о безопасности, подвергаются таким видам пыток и недозволенного обращения, как постоянные побои, лишение сна, электрошок, подвешивание за связанные за спиной запястья, лишение пищи и воды, содержание в переполненных камерах. Бывшие задержанные по делам о терроризме в связи с участием в вооруженном сопротивлении, содержавшиеся под стражей силами МВД, сообщают также о таких пытках, как подвешивание тяжелых предметов к гениталиям или "процедура", когда человеку перетягивают пенис, после чего принудительно поят большим количеством воды.

Иракские официальные лица публично обещали расследовать нарушения в обращении с задержанными и привлечь к уголовной ответственности виновных в пытках задержанных и убийствах гражданских лиц. На момент подготовки настоящего доклада, однако, ни в МВД ни в Министерстве обороны не было создано ни эффективного механизма мониторинга нарушений, ни системы привлечения виновных к ответственности. В 2005 г., помимо содействия со стороны многонациональных сил, продолжались также программы обучения для иракской полиции, военных, судей и персонала исправительных учреждений по линии Евросоюза и НАТО, но вопросы мониторинга и ответственности в рамках этих программ обычно не акцентировались.

Ответственность за преступления прежнего режима

Статут Специального трибунала Ирака, созданного в декабре 2003 г. для рассмотрения обвинений саддамовского правительства в геноциде, преступлениях против человечества и военных преступлениях, в октябре 2005 г. был изменен и утвержден Переходной национальной ассамблеей - за неделю до начала первого процесса 19 октября. С этого момента он именуется Высшим уголовным трибуналом Ирака.

Остаются серьезные сомнения, сможет ли трибунал в его нынешнем виде обеспечить уголовное преследование в соответствии с международными стандартами справедливого суда. Дополнительным фактором подрыва легитимности трибунала является его выраженный уклон в сторону иракского уголовного законодательства, не обеспечивающего достаточной защиты прав обвиняемого. Сохраняются проблемы в том, что касается гарантий от самооговора, оценки доказательств и обеспечения права на защиту, включая право вызывать и допрашивать свидетелей. Как утверждают адвокаты некоторых обвиняемых, они не могут выстраивать эффективную защиту в условиях ограниченного доступа к подзащитным и предвзятой позиции суда. Независимость и беспристрастность суда серьезно подрываются также комментариями высокопоставленных чиновников, политизацией контроля над трибуналом и незащищенностью судей от лишения полномочий. О серьезном риске, которому подвергаются все участники процесса, свидетельствует то, что с 19 октября двое адвокатов стали жертвами покушений. Последнее лишь добавляет сомнений относительно обеспечения обвиняемым права на квалифицированную и эффективную защиту.

По состоянию на октябрь 2005 г. многонациональными силами на базе "Кэмп Кроппер" в районе Багдадского международного аэропорта содержались под стражей более 90 "особо ценных задержанных", среди которых были члены прежнего руководства, ожидающие суда Высшего уголовного трибунала. С июля 2005 г., для некоторых - по прошествии более двух лет после ареста, американские силы стали разрешать им свидания с родственниками. Остается неясным, сколько человек по-прежнему не имеют доступа к адвокату.

Ключевые международные игроки

По состоянию на июль 2005 г. США имели в Ираке примерно 140 тыс. военнослужащих - в составе многонациональных сил, санкционированных СБ ООН. Мандат многонациональных сил, установленный резолюцией 1546 в июне 2004 г., подлежал пересмотру в декабре 2005 г. Ключевым военно-политическим партнером США в многонациональных силах остается Великобритания, имеющая в Ираке около 8 300 военнослужащих, главным образом - на юго-востоке страны. Свои контингенты в Ираке сохраняют, в том числе, Польша, Италия, Украина, Дания, Румыния и Япония (в общей сложности 12 700 человек).

В докладе Миссии ООН по оказанию содействия Ираку на имя Генерального секретаря отмечалось, что ситуация с правами человека продолжает вызывать серьезную озабоченность. В документе указывалось на "продолжающиеся нападения и теракты со стороны сопротивления, включая похищения и убийства", а также на "сохранение озабоченности в связи с военными операциями, проводимыми многонациональными силами на севере и северо-западе Ирака, которые из-за, как представляется, неизбирательного или избыточного применения силы приводят к гибели, ранениям или перемещению гражданских лиц".