Грузия

ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ХЬЮМАН РАЙТС ВОТЧ - 2006

Январь 2006 г.

Грузия

Правительство М.Саакашвили отличает непоследовательность в отношении к правам человека после "революции роз" 2003 г. В минувшем году приоритетными направлениями во внутренней политике оставались борьба с коррупцией и обеспечение территориальной целостности страны. Международное сообщество поддерживает амбициозную реформаторскую повестку грузинского правительства, однако последнее иногда подходит к реформам с излишней поспешностью - без широкого обсуждения и должного внимания к проработке деталей, без чего невозможно успешно бороться с укоренившимися проблемами в области прав человека. Как следствие, во многих областях практически в неизменном виде сохранялась практика нарушений, сложившаяся еще при предыдущих правительствах.

На ряде направлений, таких как религиозные и политические свободы и независимость судебной системы, реформы приводят к неоднозначным результатам. При достигнутой относительной свободе СМИ последние стали менее критическими, и имеются признаки растущего вмешательства властей в медийный контент. Правительством предпринят ряд позитивных шагов в области борьбы с пытками, однако сообщения о пытках и процессуальных нарушениях продолжали поступать. Беженцы по-прежнему оставались уязвимыми для произвола со стороны полиции и других государственных структур.

Неоднозначные результаты реформ

Принятые в 2004 г. поправки к Конституции привели к усилению влияния президента на судебную систему, что еще больше подрывало ее независимость. В апреле, после нескольких месяцев неопределенности, президент своим указом изменил структуру судов в Тбилиси, что сопровождалось увольнением значительного числа судей. Указ, реализация которого проводилась возглавляемым президентом Высшим советом юстиции, не содержал критериев отстранения судей от должности, и произвольность принятия решений только усиливала впечатление доминирования исполнительной власти.

Ситуация со свободой религии при новом правительстве существенно улучшилась. Погромы религиозных меньшинств пошли на убыль, что давало дополнительные аргументы в пользу предположений о связях погромщиков с прежним правительством. Позитивным событием стал арест одиозного лидера "ортодоксов" Василия Мкалавишвили, который был в январе осужден на шесть лет лишения свободы. В апреле парламент принял поправки к Гражданскому кодексу, облегчившие регистрацию религиозных организаций (дискриминация в отношении незарегистрированных групп была одной из ключевых проблем Грузии в области свободы религии).

Пытки

Пытки, безнаказанность и отказ в процессуальных правах оставались серьезными проблемами. К 2005 г. правительство стало признавать их существование и предприняло ряд мер по исправлению ситуации.

Принятые в 2005 г. поправки в Уголовно-процессуальный кодекс сделали недопустимым доказательством заявления, сделанные вне судебного заседания и не подтвержденные в суде, а также сократили предельный срок предварительного заключения (вступление в силу - 2006 г.) К другим позитивным моментам можно отнести рост числа случаев уголовного преследования сотрудников полиции по фактам пыток и недозволенного обращения, а также создание системы мониторинга полицейских участков под эгидой Народного защитника. По данным грузинских неправительственных организаций и участников мониторинга, к середине 2005 г. было зафиксировано сокращение числа жалоб на пытки в столице. При этом они же сообщали Хьюман Райтс Вотч о сопоставимой эскалации полицейского насилия при аресте и во время доставления в участок. Наблюдатели также отмечали сохранение практически в неизменных масштабах массового характера пыток в других регионах, что отчасти было обусловлено нехваткой ресурсов для мониторинга за пределами столицы.

Свобода СМИ

После "революции роз" правительство усилило законодательные гарантии свободы выражения мнений и убеждений, отменив, в частности, уголовную ответственность за клевету, однако в целом СМИ стали менее критическими и более проправительственными, чем при Э.Шеварднадзе. Относительно свободными от государственного давления остаются газеты, в то время как в информационно-аналитическом вещании основных телеканалов наблюдается проправительственный уклон. Журналисты, представители НПО и международных организаций говорили Хьюман Райтс Вотч, что власти используют свое влияние на владельцев крупных телеканалов, чтобы контролировать содержание программ. С другой стороны, владельцы не позволяют журналистам "редакционных вольностей", а иногда и подвергают цензуре программы, содержащие критику правительства.

3 апреля владелец телеканала "Имеди" Бадри Патаркацишвили приказал снять с эфира сюжет о коррупции в полиции, который должен был выйти в еженедельной программе "Время". На следующий день он заявил: "Если я хочу сказать что-то правительству - у меня есть возможность сделать это лично и напрямую". Представители НПО и международных организаций говорили Хьюман Райтс Вотч, что иногда президентская администрация выходит непосредственно на главных редакторов, указывая им, как следует освещать те или иные вопросы. Сами журналисты не проявляют готовности к обнародованию фактов вмешательства правительства в их работу. Как утверждают, в Грузии журналисты слабо защищены от необоснованного увольнения, и очень многие предпочитают не рисковать своей должностью.

Беженцы

Положение чеченских беженцев в Грузии оставалось уязвимым. Сохранялись проблемы с размещением, медицинской помощью и занятостью. Беженцы подвергались притеснениям со стороны полиции и угрозам принудительного возвращения.

В марте, как сообщалось, двое чеченцев-кистинцев (граждан России) отправились в Министерство по делам беженцев и расселению в Тбилиси, чтобы подать заявление на предоставление убежища. Они были задержаны полицией и доставлены на границу с Азербайджаном, где азербайджанские власти поставили условием пропуска согласие на возвращение в Россию. Несколько недель они находились в нейтральной зоне между Грузией и Азербайджаном, после чего вернулись в Грузию. 28 мая российские власти организовали возвращение из Грузии 18 чеченских беженцев. Репатриация проходила без принуждения, однако УВКБ ООН не признало ее добровольной из-за недостатка объективной и достоверной информации об условиях, в которые возвращались беженцы.

Несмотря на принятие в апреле поправок в грузинский закон о беженцах и ратификацию Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г., законодательство и правоприменительная практика Грузии в области предоставления убежища и защиты беженцев по-прежнему не соответствовали международным стандартам. В частности, механизмы принятия мер до проведения проверки препятствуют регистрации заявлений о предоставлении убежища; недостаточными остаются гарантии защиты от невозвращения беженцев или лиц, которым было отказано в статусе беженца, но которым по возвращении могут угрожать пытки или жестокое обращение.

Правозащитники

Правительство тесно взаимодействует с рядом правозащитных НПО, однако некоторые наиболее критически настроенные правозащитники исключаются из участия в важных инициативах, таких как мониторинг мест заключения и полицейских участков. В декабре 2004 г. поступало несколько угрожающих анонимных звонков в адрес НПО "Бывшие политзаключенные - за права человека", а в 2005 г. представители Центра информации и документации по правам человека сообщали Хьюман Райтс Вотч о случаях, когда им в офис звонили должностные лица и требовали прекратить работу по тем или иным делам.

Ключевые международные игроки

Европейский союз в апреле принял решение продолжить подготовку планов действий в рамках Политики европейского соседства с государствами Закавказья, в том числе с Грузией. Впервые ЕС обусловил развитие экономических, политических и культурных связей конкретными результатами в области улучшения ситуации с правами человека, что открывает для Брюсселя значительные возможности в работе с Грузией на этом направлении. Однако реальный потенциал этого фактора с точки зрения побуждения к настоящим реформам будет определяться содержанием и степенью конкретизации соответствующих критериев в окончательном варианте плана действий, который на момент сдачи настоящего доклада в печать еще согласовывался обеими сторонами.

В связи со сменой правительства Совет Европы в 2005 г. продлил срок, отведенный Грузии для выполнения обязательств перед СЕ. Продолжалась работа по экспертной оценке соответствия законодательных реформ европейским и международным стандартам в области прав человека, хотя Тбилиси не всегда прислушивается к этим рекомендациям. В июне Совет Европы рекомендовал правительству обратить внимание на проблему дискриминации в отношении азербайджанского меньшинства.

Поддержка Вашингтоном правительства М.Саакашвили приводила к снижению интенсивности американской критики нарушений прав человека в Грузии. В ходе своего громкого визита в Тбилиси в мае президент Дж.Буш, вопреки веским доказательствам обратного, называл Грузию страной, где свобода слова процветает, права меньшинств уважаются, а активная оппозиция приветствуется. При этом он ни словом не обмолвился о проблемах с правами человека. США оказывают Грузии значительную поддержку в рамках программ помощи и военного сотрудничества. В 2005 г. в рамках программы "Вызовы тысячелетия" США выделили Грузии 300 млн. долл. помощи на пятилетний период. Грузинский контингент в Ираке насчитывает 850 военнослужащих.

Отношения с Россией оставались в 2005 г. непростыми из-за нарастания напряженности вокруг непризнанных республик - Абхазии и Южной Осетии, грузино-украинских инициатив по продвижению демократии в регионе, и сложных переговоров о выводе российских военных баз, завершившихся достижением соглашения с конкретным графиком.