ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ХЬЮМАН РАЙТС ВОТЧ - 2006

Январь 2006 г.

Афганистан

По прошествии четырех лет после изгнания талибов из Кабула в Афганистане отмечается эскалация вооруженного сопротивления на юге и юго-востоке, в то время как на остальной территории страны происходит дальнейшее укрепление власти полевых командиров, саботирующих политических процесс и сохраняющих контроль над наркобизнесом.

Проблемы с безопасностью препятствуют развитию большей части страны, при том что Афганистан остается одним из беднейших государств мира. Экономический рост ограничивается главным образом городами, в особенности районом Кабула. По мере удаления от основных центров ситуация с безопасностью, правами человека и бедностью заметно осложняется.

Женщины и девочки по-прежнему подвергаются дискриминации и ограничениям. Школу посещают только 35% девочек соответствующего возраста. По данным ООН и афганского правительства за 2005 г., в большинстве случаев девочек выдаю замуж до достижения 16-летнего возраста, нередко принудительно.

Парламентские выборы стали завершающим этапом политического процесса, начатого Боннским соглашением 2001 г. В день голосования серьезных проблем не отмечалось, однако в период избирательной кампании Хьюман Райтс Вотч была зафиксирована массовая практика запугивания избирателей и кандидатов, в особенности женщин. Более половины депутатов нового состава связаны с вооруженными группировками или были в прошлом причастны к нарушениям прав человека.

В начале мая 2005 г. в нескольких городах полицией и войсками были убиты 16 участников бурных демонстраций, вызванных сообщениями об осквернении Корана американскими следователями в Гуантанамо.

На долю Афганистана традиционно приходилось почти 80% мирового производства героина. По оценкам, наркобизнес принес национальной экономике 3 млрд. долл. США, оставаясь крупнейшей доходной статьей ВВП и серьезным фактором преступности и беззакония.

Вооруженное сопротивление

В 2005 г. талибы и другие антиправительственные формирования, некоторые - подконтрольные Гульбеддину Хекматиару, серьезно расширили зону своих операций в преимущественно пуштунских районах юга Афганистана. Прошедший год принес также максимальные потери антиталибской коалиции: американцы потеряли более 85 человек, из которых более 50 - прямые боевые потери. Жертвами силового противостояния стали более 1,5 тыс. гражданских лиц.

7 мая в результате самоподрыва террориста-смертника в одном из кабульских интернет-кафе погибли несколько афганских граждан и бирманский инженер, работавший по контракту с ООН. Преимущественно на юге страны отмечено еще несколько терактов с участием смертников, что прежде было довольно редким явлением в Афганистане. Другой тревожной тенденцией стали убийства талибами священнослужителей, поддерживающих центральное правительство (жертвами покушений стали по меньшей мере 8 человек).

Резкая эскалация насилия свидетельствует о том, что талибам удалось перегруппировать силы, при ощутимой поддержке с пакистанской территории. Это также отражает растущее на местах недовольство центральным правительством, которое вопреки обещаниям не обеспечивает развития хозяйства, и агрессивно-силовыми действиями американцев и их партнеров по антитеррористической коалиции.

Ситуация с безопасностью

Несмотря на активизацию вооруженного сопротивления, большинство афганцев считают, что главным источником опасности являются местные полевые командиры. В некоторых отдаленных районах, где присутствие правительства пока реально не ощущается, царят произвол и криминальная активность полевых командиров, многие из которых пришли к власти с помощью американцев после падения режима талибов.

В 2005 г. отмечается снижение числа вооруженных столкновений между соперничающими группировками, однако во многих районах полевые командиры и подчиненные им формирования продолжали совершать такие нарушения, как произвольный арест, незаконное содержание под стражей, похищение, вымогательство, пытки, убийство, внесудебная казнь уголовных подозреваемых, насильственное перемещение населения, изнасилование (в отношении женщин, девочек и мальчиков).

Положение женщин и девочек

Женщины и девочки по-прежнему подвергаются серьезной дискриминации и в наибольшей степени страдают от отсутствия безопасности. По сравнению с ситуацией при талибах положение улучшилось, но по итогам четырех лет прогресс представляется недостаточным и слишком медленным. Те женщины, которые активно участвуют в общественной жизни (кандидаты, журналисты, учителя, активисты неправительственных организаций) или выступают с критикой в адрес местных правителей, и сегодня сталкиваются с чрезмерными угрозами и насилием.

Механизмы писаного и обычного права, определяющие положение женщин и девочек, не обеспечивают соблюдения их прав. Насилие по-прежнему остается массовым явлением, в том числе насилие в семье, насилие на сексуальной почве и принудительные браки. Десятки женщин в стране находятся за решеткой за "побег" из жестокого или принудительного брака или за брак по собственному усмотрению в нарушение традиций. При этом некоторых заключают под стражу, чтобы спасти от жесткой мести родственников. Свобода передвижения женщин и девочек все еще жестко ограничивается, и зачастую они могут совершать поездки только в сопровождении родственника-мужчины и в парандже.

В середине апреля в провинции Бадахшан 29-летнюю женщину родственники забили до смерти за супружескую неверность. 4 мая в провинции Баглан нашли трех убитых женщин: на телах были записки с предупреждением, что так будет со всеми, кто будет работать в НПО или западных гуманитарных организациях.

Последняя доступная статистика гласит, что каждые полчаса в Афганистане от осложнений при беременности или родах умирает одна женщина. Материнская смертность составляет 1,6 тыс. на каждые 100 тыс. родов. Школу посещают только 35% девочек соответствующего возраста, причем для старших классов эта цифра составляет 10%. В пяти провинциях на юге в школу ходят меньше 10%.

11 октября 2005 г. главный редактор ежемесячного журнала "Хакук-и-зан" ("Права женщины") Али Мохакек Насаб получил два года тюрьмы за богохульство. Его обвинили в посягательстве на ислам за предложение пересмотреть нормы шариата в пользу прав женщин. Это дело стало первым случаем такого рода после падения режима талибов. Несмотря на значительные протесты общественности в самом Афганистане и в мире, на момент сдачи настоящего доклада в печать редактор продолжал отбывать наказание.

Парламентские выборы и завершение боннского процесса

18 сентября в Афганистане прошли выборы в нижнюю палату парламента и провинциальные советы, которыми завершился процесс политического урегулирования, начатый Боннским соглашением 2001 г., в рамках которого к власти пришел президент Хамид Карзай и была принята новая конституция.

В день голосования афганцы продемонстрировали свою заинтересованность в политическом процессе: случаи насилия были единичными, а организаторам выборов удалось доставить урны в большинство округов. В нескольких провинциях почти половину явки обеспечили женщины, однако в целом по стране явка оказалась значительно ниже ожидавшейся. По официальным данным, в выборах приняли участие 53% зарегистрированных избирателей, в то время как на президентских выборах годом ранее явка превышала 75%. На юге и юго-востоке антиправительственным силам удалось сбить явку до примерно 30%.

В Кабуле, где проблем с безопасностью не было, на избирательные участки пришло всего 36% избирателей. Среди факторов, препятствовавших голосованию, Хьюман Райтс Вотч были выявлены такие, как сложность бюллетеней, разочарование результатами работы правительства и усилий международных организаций и присутствие в бюллетенях слишком большого числа кандидатов, запятнавших себя серьезными нарушениями прав человека.

Хьюман Райтс Вотч зафиксированы попытки манипулирования парламентскими выборами со стороны полевых командиров. Положения о запрете выдвижения кандидатов, связанных с вооруженными формированиями, соблюдались без необходимой жесткости, в то время сами вооруженные формирования проталкивали своих людей, запугивая независимых кандидатов и избирателей. С наиболее серьезными проблемами в ходе избирательной кампании сталкивались кандидаты из числа женщин, которым была отведена по меньшей мере четверть депутатских мест. Несмотря на это, в парламент были избраны 68 женщин, что даже несколько превысило 25-процентную квоту.

Среди наиболее одиозных людей, прошедших в парламент, можно назвать таких, как Абдул Сайяф, Бурхануддин Раббани, Тадж Мохаммад, Юнус Кануни, Хаджи Алмас, мулла Изатулла (баллотировались от Кабула и окрестностей). Все они считаются причастными к военным преступлениям и преступлениям против человечества в период боевых действий в районе Кабула в начале 1990-х гг. Даже печально известный командир талибов мулла Абдул Салам "Рокети" выдвинул свою кандидатуру и прошел на выборах в провинции Забуль.

Переходная юстиция

В январе 2005 г. Афганская независимая комиссия по правам человека опубликовала результаты опроса афганцев, из которых следовало, что более 90% респондентов поддерживают идею правосудия для жертв преступлений последних 25 лет. В июне в Гааге представители афганского правительства и международного сообщества договорились следовать плану запуска механизма переходной юстиции. Предполагается начать с учета пострадавших и документирования пережитого ими, после чего перейти к формированию механизма привлечения к ответственности.

В октябре план был частично одобрен кабинетом Х.Карзая, однако ключевое решение о запуске механизма привлечения к ответственности было отложено до созыва нового парламента, доминирующие позиции в котором обеспечили себе полевые командиры.

В рамках принципа универсальной юрисдикции за пределами Афганистана прошло несколько дел в отношении афганцев, живущих за рубежом. В июле в Великобритании за пытки в 1991-96 гг. был осужден на 20 лет бывший полевой командир Зардад Фарьяди. 14 октября 2005 г. в Нидерландах за пытки на 12 и 9 лет соответственно были осуждены руководители госбезопасности периода НДПА - ХАДа Хешамуддин Хесам и Хабибулла Джалалзой.

Ключевые международные игроки

Силы антитеррористической коалиции, действующие в Афганистане с ноября 2001 г., продолжали произвольно задерживать гражданских лиц и применять избыточную силу при аресте нон-комабатантов. Простые афганцы, которых арестовывают в ходе военных операций, не имеют возможности обжаловать содержание под стражей или предстать перед судебным органом. Они также не имеют доступа к адвокату. Как правило, американские силы при проведении операций в Афганистане не соблюдают применимых международных норм о правах человека и гуманитарного права, включая Женевские конвенции. С 2002 г. в Афганистане погибли по меньшей мере шестеро задержанных американскими силами. Как свидетельствуют документы Пентагона, в пяти случаях признан факт убийства.

В 2005 г. примерно 10-тысячный контингент санкционированных ООН Международных сил содействия безопасности (ISAF) расширил свое присутствие на западе и в центре страны. В районах действия ISAF отмечается улучшение ситуации с безопасностью; предполагается расширение присутствия на юге и юго-востоке, но пока нет ясности, каким образом эти силы будут задействованы в подавлении вооруженного сопротивления, с которым они до этого не сталкивались в относительно более спокойных районах.