b

ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД - 2005

Январь 2005 г.

Ирак

В минувшем году в Ираке сохранялась тяжелая ситуация с правами человека, чему способствовали как активизация вооруженного сопротивления, так и ответные действия коалиционных сил и новой иракской армии. При этом серьезные нарушения законов вооруженного конфликта, вплоть до военных преступлений, отмечались и со стороны американских сил, и со стороны участников иракского сопротивления.

Достаточно высокой оставалась интенсивность нападений мятежников на гражданское население, включая теракты с использованием смертников и убийства иракских гражданских лиц, сотрудничающих с коалиционными силами. Отмечается также заметный рост числа похищений, а в некоторых случаях и убийств, как иракцев, так и иностранных граждан. Столь серьезные проблемы с безопасностью особенно негативно сказывались на женщинах и девочках, для которых любой выход из дома превращался в проблему, особенно если речь шла о том, чтобы добраться до работы или школы.

Американские силы также совершали нарушения законов и обычаев войны. Обнародованные в апреле фотографии пыток и издевательств над заключенным в багдадской тюрьме Абу-Граиб стали самым наглядным свидетельством этого; последующие расследования показали, что нарушения в обращении с задержанными присутствовали и в других местах. По соображениям безопасности был затруднен мониторинг американских военных операций против районов базирования групп сопротивления, однако поступали сообщения о том, что американские военнослужащие расстреливали выведенных из строя иракских комбатантов, загоняли гражданское население обратно в зоны боев и неоправданно применяли на блокпостах силу к гражданским лицам. Американские силы продолжают сотнями задерживать иракцев, действуя с общей санкции СБ ООН, но вне связи с каким-либо прямым законом.

После коалиционного вторжения в Ирак и свержения баасистского режима Временная коалиционная администрация и Временное правительство предпринимали шаги по демонтажу репрессивного аппарата, созданного при Саддаме Хусейне. Этому процессу, как и восстановлению экономики, серьезно препятствовали такие факторы, как необеспечение коалиционными силами достаточного уровня послевоенной безопасности, рост иракского сопротивления и нападения мятежников на гуманитарные организации.

Сегодняшний Ирак по-прежнему испытывает последствия почти трех десятилетий авторитарного саддамовского режима. Стране досталось наследие преступлений против человечества, военных преступлений и геноцида, долгое время остававшихся безнаказанными, а также система уголовной юстиции, выхолощенная многолетним подчинением органам безопасности и развращенная примером "революционных трибуналов", широко практиковавших смертную казнь, пытки и произвольные аресты. Значительную часть жертв прежнего режима составляют курды и шииты. Из-за политики прежнего правительства и жестких санкций СБ ООН инфраструктура и экономика страны оказались в плачевном состоянии.

Система государственной власти

После официального прекращения оккупации и роспуска Временной коалиционной администрации 28 июня коалиция передала суверенитет Временному правительству. При этом коалиционные силы остались в Ираке на основании резолюции СБ ООН 1546 от 8 июня, теперь уже как многонациональные силы. В резолюции говорится, что "многонациональные силы уполномочены принимать все необходимые меры для содействия поддержанию безопасности и стабильности в Ираке" во взаимодействии с Временным правительством.

С передачей суверенитета вступил в силу Закон об управлении государством Ирак на переходный период, который были принят Временной коалиционной администрацией 8 марта и должен действовать вплоть до "формирования иракского правительства, избранного в соответствии с постоянной конституцией", что предполагается не позднее окончания 2005 г. К этому времени постоянная конституция уже должна быть подготовлена Переходной национальной ассамблеей, избранной на основе прямых демократических выборов. Закон содержит свод прав для граждан Ирака, который включает право на свободу выражения мнений и на свободу ассоциаций, свободу вероисповедания и право не подвергаться дискриминации по этническому, религиозному или иным признакам. Устанавливается также равенство граждан перед законом и право не подвергаться пыткам, произвольному аресту и незаконному содержанию под стражей, а также право на справедливый суд.

Законы о внутренней безопасности и о чрезвычайном положении

В июне премьер-министр Айяд Аллауи объявил о масштабной реорганизации иракских органов безопасности, включая создание новых ведомств, отвечающих за сбор оперативной информации и охрану правопорядка. К этому времени уже действовала Иракская национальная разведывательная служба, созданная Временной коалиционной администрацией в апреле и подчиненная сначала Полу Бремеру, затем - премьеру. Также за некоторое время до этого Временной коалиционной администрацией были реорганизованы и расширены несколько структурных подразделений МВД, отвечающих за расследование тяжких и особо тяжких преступлений (отмывание денег, похищение людей, оргпреступность), а также за сбор оперативной информации о преступной деятельности.

3 июля Временное правительство приняло Постановление о защите национальной безопасности (№ 1/2004), которое стало первым нормативным актом о чрезвычайном положении. Постановление наделяет премьера правом вводить чрезвычайное положение на срок до 60 дней с возможностью последующего продления с санкции Президентского совета; предусмотрены такие меры, как комендантский час; закрытие дорог, морских коммуникаций и воздушного пространства; ограничение или запрет массовых мероприятий; контроль за электронными и другими каналами связи; широкие полномочия по проведению обысков и задержанию подозреваемых.

Чрезвычайное положение может быть объявлено в том случае, если "народ Ирака будет подвергнут крайней опасности, угрожающей жизни людей и проистекающей из продолжительного насилия со стороны любого числа лиц, с целью не допустить формирования в Ираке широкопредставительного правительства или воспрепятствовать участию всех иракцев в политическом процессе, либо с любой иной целью" (статья 1).

При обнародовании Постановления № 1 иракские должностные лица указывали на положения, запрещающие арест без выдачи судебными властями соответствующего ордера и предусматривающие доставление арестованного к судье в течение 24 часов. Однако оно все же предусматривает возможность несанкционированного ареста или обыска в "исключительных обстоятельствах, не терпящих отлагательства", содержание которых не раскрывается. 7 ноября премьер-министр уже объявил чрезвычайное положение на 60 дней накануне войсковой операции коалиционных сил против отрядов сопротивления, укрепившихся в Эль-Фаллудже.

В рамках объявленной правительством кампании против насилия была восстановлена смертная казнь, на которую в период Временной коалиционной администрации действовал мораторий. Постановление № 3/2004 от 8 августа предусматривает смертную казнь по ряду преступлений, связанных с внутренней безопасностью (как государственной, так и общественной), а также за нападение на средства транспорта, умышленное убийство, незаконный оборот наркотиков и похищение людей.

За несколько дней до восстановления смертной казни премьер-министр Айяд Аллауи объявил амнистию по целому ряду преступлений, связанных с хранением оружия и взрывных устройств, недонесением о планировании или финансировании терактов или других актов насилия, участием в составе террористических групп в действиях, направленных на подрыв государственной безопасности или нанесение ущерба общественному благосостоянию или имуществу, а также с укрывательством лиц, разыскиваемых судебными властями за терроризм, насилие или за преступления, совершенные прежним режимом. Постановление № 2/2004 запрещает применять амнистию к тем, кто был признан виновным в убийстве, похищении, изнасиловании, грабеже, а также в причинении ущерба или в уничтожении государственной или частной собственности. Амнистия применяется к иракским гражданам, совершившим преступления между 1 мая 2003 г. и датой вступления постановления в силу. Первоначально срок действия амнистии был установлен в 30 дней, в середине сентября она была продлена еще на месяц. Число амнистированных неизвестно.

Система уголовной юстиции

После падения саддамовского режима иракские суды по уголовным делам возобновили работу примерно в июне 2003 г., однако до проведения комплексной реформы судебной системы и уголовного законодательства им приходится руководствоваться устаревшей и весьма несовершенной нормативно-правовой базой.

В 2003-2004 гг. представители Хьюман Райтс Вотч присутствовали на многочисленных судебных процессах и предварительных слушаниях, проходивших по Уголовному кодексу 1969 г. как в обычных багдадских уголовных судах, так и в Центральном уголовном суде Ирака. Последний был создан в июле 2003 г. Временной коалиционной администрацией для рассмотрения дел о тяжких преступлениях, таких как терроризм, оргпреступность, коррупция, действия по дестабилизации демократических институтов или процессов, а также насилие на расовой, национальной или религиозной почве. Среди подсудимых были те, кто обвинялся в нападениях на коалиционные силы, и те, кто до настоящего времени содержится многонациональными силами под стражей. К компетенции суда отнесены также дела лиц, которые будут арестовываться по упоминавшемуся выше Постановлению № 1 от 3 июля 2004 г.

В подавляющем большинстве дел, оказавшихся в поле зрения Хьюман Райтс Вотч, обвиняемые задерживались без судебного ордера и доставлялись в суд, не имея до этого возможности переговорить с адвокатом. Многие содержались в предварительном заключении по несколько недель или месяцев, а в некоторых случаях подвергались пыткам или жестокому обращению с целью принуждения к признанию. В тех случаях, когда обвиняемый не имел возможности или не хотел нанимать собственного адвоката, суд предоставлял ему назначенного защитника. Однако такие защитники до суда не имели доступа ни к подзащитным, ни к материалам дела, а в некоторых случаях адвокат отсутствовал и на предварительном слушании. Рассмотрение дел проводилось в упрощенном режиме, и в большинстве случаев продолжалось не более получаса.

Ответственность за преступления прежнего режима

Статут Специального трибунала Ирака, принятый Временным управляющим советом в период Временной коалиционной администрации в декабре 2003 г., имеет серьезные недостатки содержательного и процессуального характера, которые вне зависимости от вопросов к созданию самого трибунала и других факторов чреваты подрывом легитимности трибунала и правосудности будущих процессов.

Среди прочего статут не запрещает использовать полученные под пыткой признания, не предусматривает права на доступ к адвокату в период дознания и предварительного следствия и не требует убедительного доказывания вины подсудимого. Осужденные могут быть подвергнуты смертной казни. К тому же, при том что общемировая судебная практика сформировала корпус судей и обвинителей с уникальным опытом уголовного преследования за геноцид и преступления против человечества, иракский трибунал формируется таким образом, что их участие практически полностью исключено. Вместо этого в трибунале будут заседать адвокаты и судьи, не скрывающие недостаток опыта в сложных делах такого рода.

Хьюман Райтс Вотч ставила эти вопросы перед иракскими и американскими официальными лицами и призывала кардинально доработать статут, с тем чтобы привести его в соответствие с международными процессуальными стандартами. Тем не менее до сегодняшнего дня никаких поправок внесено не было.

Многонациональные силы продолжают и после передачи суверенитета содержать под стражей "особ ценных пленников". К их числу относятся и министры прежнего правительства, которые должны будут предстать перед Специальным трибуналом. На момент подготовки данного обзора под стражей находилось более 90 таких лиц; большинство, как считается, содержались на базе "Кэмп Кроппер" в районе Багдадского международного аэропорта. Пока к суду по статьям старого УК привлечено 12 человек, включая Саддама Хусейна; дела рассматриваются в рамках Центрального уголовного суда.

Ключевые международные игроки

В послевоенной ситуации США остаются в Ираке господствующей внешней державой. На момент подготовки данного обзора в стране находилось 138 тыс. американских военнослужащих оперативного состава, выполнявших задачи по подавлению вооруженного сопротивления и послевоенному восстановлению. В багдадском посольстве функционирует многочисленный и продолжающий увеличиваться штат дипсотрудников, в стране по контрактам с администрацией работает целый ряд американских компаний. Основным военным и политическим партнером США по коалиции выступает Великобритания, имеющая в Ираке около 8,5 тыс. военнослужащих, преимущественно на юге. Заметное военное присутствие имеют Италия (2700 человек), Польша (2500 человек), Южная Корея (3600 человек) и Нидерланды (1400 человек).

После обнародования фотографий с издевательствами американских военнослужащих над заключенными тюрьмы Абу-Граиб Рабочей группой ООН по произвольным задержаниям и спецдокладчиками по пыткам, по вопросам независимости судей и адвокатов и по праву на наивысший достижимый уровень здоровья 25 июня была сделана совместная заявка на посещение всех мест содержания подозреваемых в терроризме на территории Ирака.

Следствием нападений на штаб-квартиру миссии ООН и ее сотрудников, а также на работников гуманитарных организаций вообще, стало ограниченное присутствие ООН в Ираке. Общее ухудшение ситуации с безопасностью заставило многие неиракские гуманитарные НПО вывести из страны международный персонал или даже полностью свернуть свою деятельность. Из Ирака уехали и многие иностранные журналисты, некоторые - в стремлении избежать реальной угрозы похищения. К концу 2004 г. ситуация с безопасностью не позволяла оставшимся свободно передвигаться по стране для сбора информации, за исключением случаев "прикомандирования" к американским силам, проводившим операции против отрядов сопротивления.