b

ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД - 2005

Январь 2005 г.

Белоруссия

Октябрьские парламентские выборы и референдум об отмене ограничения президентских сроков не стали ни свободными, ни справедливыми - в значительной степени по причине нападок властей на независимые СМИ и свободу ассоциаций. Особенно это ощущалось в последние месяцы перед голосованием. Несколько независимых газет были закрыты, журналистов отправляли за решетку по делам о клевете. Неправительственные организации и независимые профсоюзы получали предупреждения или предписания о ликвидации. Целому ряду оппозиционных политиков было отказано в регистрации в качестве кандидатов, несколько человек было арестовано по надуманным обвинениям.

Выборы

По итогам октябрьских парламентских выборов среди 110 депутатов не оказалось ни одного представителя оппозиции. Одновременно, по данным официальной статистики, 77% пришедших на избирательные участки поддержали отмену ограничения числа президентских сроков, что дает Александру Лукашенко возможность баллотироваться на третий срок.

Чтобы обеспечить нужный результат, власти в полной мере использовали выстроенное под себя избирательное законодательство. Как подчеркивала миссия наблюдателей ОБСЕ, на выборах негативно сказались недостатки в правовом обеспечении, в том числе в части порядка аккредитации независимых наблюдателей, проведения досрочного голосования и хранения соответствующей части бюллетеней, а также в том, что касается процедур обжалования нарушений.

В начале года по политически мотивированным обвинениям были арестованы три известных оппозиционных политика. Член координационного комитета "Свободная Беларусь" Валерий Левоневский и его заместитель Александр Васильев 7 сентября за оскорбление президента были осуждены на два года каждый. Михаил Маринич, после ухода с поста белорусского посла в Латвии вставший на сторону оппозиции, на момент подготовки доклада ожидал суда по обвинению в незаконном хранении оружия.

Потенциальным кандидатам на парламентских выборах по сомнительным основаниям отказывали в регистрации. Так, в случае с зампредом Белорусской социал-демократической партии "Народная громада" Мечеславом Грибом Центризбирком сослался на непредоставление данных о владении акциями, купленными в начале 1990-х годов. Владимиру Парфеновичу из парламентской группы "Республика" было отказано под предлогом наличия в подписных листах фальшивых подписей.

Те оппозиционные кандидаты, которым все же удалось получить регистрацию, сталкивались с проблемами при проведении избирательной кампании. Закон о выборах предоставляет каждому право на пять минут эфирного времени, однако подконтрольные государству СМИ нередко превышали этот лимит в пользу кандидатов власти, скрупулезно следуя закону только в отношении оппозиционных кандидатов. Накануне голосования в государственных газетах появлялись статьи, направленные на дискредитацию оппозиции.

Сами выборы и референдум также сопровождались нарушениями. Представителей оппозиции не допускали к наблюдению на избирательных участках ни в период досрочного голосования, ни в день выборов. Во время подсчета голосов члены избирательных комиссий не оглашали данных при занесении в протокол, а наблюдатели находились от места подсчета голосов на значительном расстоянии, что делало контроль невозможным. По заключению миссии ОБСЕ, парламентские выборы в значительной степени не соответствовали международным стандартам (мониторинг референдума ОБСЕ не проводила).

В течение недели после октябрьского голосования активисты оппозиции провели несколько акций протеста против официальных итогов. Десятки участников были избиты, задержаны и арестованы милицией, включая лидера ведущей оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, который был на некоторое время госпитализирован с серьезными травмами.

Правозащитники

Для подавления правозащитной деятельности власти продолжали активно использовать президентский указ № 24 от 28 ноября 2003 года, который предусматривает жесткий контроль за получением неправительственными организациями зарубежной финансовой помощи и в принципе запрещает использование зарубежного финансирования в образовательной и "политической" деятельности. Нарушение указа чревато закрытием для любой НПО, политической партии или любой другой организации. Несколько НПО уже были ликвидированы на основании этого указа, другим выносилось предупреждение Минюста (наличие двух предупреждений за год может служить основанием для ликвидации).

На момент написания этого доклада Белорусскому Хельсинкскому комитету (БХК) грозила ликвидация по обвинению в якобы имевшему место уклонении от налогов. Несмотря на решение кассационной инстанции, 23 июня 2004 года подтвердившей позицию Хозяйственного суда г. Минска об отсутствии нарушений в деятельности БХК, 16 сентября Министерство юстиции направило новый иск о ликвидации в Верховный суд. Перед этим БХК выступил с публичной критикой октябрьского референдума.

29 января 2004 года власти под предлогом неоднократных нарушений Закона об общественных объединениях закрыли Независимое общество правовых исследований. Как полагают независимые адвокаты, истинная причина состояла в том, что члены общества защищали в судах другие НПО.

Профсоюзы

Независимым профсоюзам в Белоруссии грозит полное исчезновение. Единственная оставшаяся независимая федерация - Белорусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП), как и входящие в него отдельные структуры, в любой момент может быть лишен регистрации или ликвидирован. При этом деятельность незарегистрированных профобъединений фактически является незаконной. Члены БКДП сталкиваются с угрозой увольнения и лишения свободы; их могут также принуждать к вступлению в профсоюзы, подконтрольные властям. В марте власти Новополоцка, сославшись на неточности в заявке, отказали в регистрации Свободному профсоюзу Беларуси (входит в БКДП), легально действовавшему с 2002 года и в соответствии с установленным порядком обратившемуся за перерегистрацией в связи с изменением уставных документов.

В сентябре президент БКДП Александр Ярошук получил десять суток по иску о защите чести и достоинства после публикации им в независимой газете "Народная воля" статьи с критикой решения Верховного суда, который в августе 2003 года ликвидировал белорусский профсоюз авиадиспетчеров. Еще до решения суда власти оказывали давление на членов этого профсоюза, требуя от них "добровольно" выйти из организации.

Свобода СМИ

Государство контролирует все республиканские телеканалы и большинство радиостанций. Независимое радиовещание ограничивается "нейтральной" музыкой и рекламой. Объективную информацию из государственных СМИ получить невозможно. Ретрансляция программ российского телевидения нередко препарируется с помощью включения белорусских сюжетов.

Накануне октябрьских выборов возросло давно ставшее для Белоруссии устойчивой практикой давление на независимые газеты. Многие издания столкнулись с отказами типографий, несколько крупных минских магазинов отказались продавать независимую прессу. 27 августа Министерство информации на три месяца приостановило выход "Навинок", сославшись на то, что газета не сообщила об изменении периодичности и опубликовала статьи, которые в министерстве сочли "представляющими угрозу общественной нравственности". 16 августа на такой же срок был приостановлен выход независимого еженедельника "Новая газета Сморгони", которому было вменено несоблюдение порядка регистрации.

Критика в адрес властей чревата для журналистов судебным преследованием. 30 сентября главный редактор независимой газеты "Биржа информации" Елена Равбецкая после негативной оценки ее изданием предстоявшего референдума была оштрафована на 1,3 млн. рублей (примерно 630 долл. США). В день голосования за "хулиганство" был задержан корреспондент российского "Первого канала" Павел Шеремет. Незадолго до этого на канале прошли два документальных фильма, в которых Шеремет рассказывал о правлении Лукашенко как о диктатуре. Впоследствии журналист был отпущен, а дело приостановили.

Ключевые международные игроки

В июне спецпредставитель Генерального секретаря ООН по правозащитникам Хина Джилани выражала озабоченность ограничениями на свободу ассоциаций в Белоруссии, указывая, в частности, на законодательство, которое позволяет властям без объяснений отказывать НПО в регистрации или ликвидировать их. Спецпредставитель также негативно оценила действия белорусских властей в отношении БХК.

Минское бюро ОБСЕ в сентябре выступило с критикой обвинительного приговора Валерию Левоневскому и Александру Васильеву. В июле ОБСЕ осудило закрытие частного Европейского гуманитарного университета.

Парламентская ассамблея Совета Европы в феврале опубликовала доклад, в котором указывалось на причастность высокопоставленных белорусских чиновников к исчезновению в период 1999-2000 годов Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского и Дмитрия Завадского. В докладе фигурируют действующие министр внутренних дел, генеральный прокурор и министр спорта, а также командир бригады внутренних войск. ПАСЕ потребовало от Минска расследовать исчезновения, а также осудила задержание за распространение доклада правозащитников Татьяны Ревяки и Гарри Погоняйло. В Страсбурге также выразили озабоченность в связи с намерением А.Лукашенко провести референдум об отмене ограничения числа президентских сроков.

Комиссия ООН по правам человека 8 апреля приняла резолюцию с выражением озабоченности ситуацией с правами человека в Белоруссии (в том числе с связи с громкими исчезновениями, сомнительными выборами и продолжающимися притеснениями и случаями закрытия НПО), назначив спецдокладчика по этой стране.

Европейский союз в сентябре объявил о запрете на въезд в еврозону для четырех фигурантов доклада ПАСЕ об исчезновениях.

Представители американской администрации в 2004 году дважды выступали с критикой политики белорусских властей в отношении НПО, независимых журналистов и оппозиционных политиков. Госдепартамент ввел аналогичный европейскому запрет на въезд для четырех белорусских должностных лиц. Госдепартамент также выразил сомнение в том, что результаты октябрьского референдума отражают мнение белорусского народа, а 20 октября, через три дня после голосования, президент Дж. Буш подписал Закон о демократии в Белоруссии, перекрывающий американскую финансовую помощь для правительства, но при этом предусматривающий поддержку НПО и независимых СМИ.