b

ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД - 2005

Январь 2005 г.

Афганистан

Несмотря на некоторое улучшение ситуации, в минувшем году в Афганистане сохранялась значительная нестабильность. Большая часть страны находится под контролем полевых командиров и вооруженных формирований, систематически нарушающих права человека, особенно в отношении женщин и девочек. Международное сообщество так и не выделило достаточных сил и средств, и ситуация с правами человека по-прежнему оставалась неблагополучной во многих частях страны, особенно за пределами Кабула.

Отмечается прогресс в стабилизации системы государственного управления. Начало участия афганцев в политическом процессе было связано с принятием в январе новой конституции и октябрьскими президентскими выборами, которые прошли в целом мирно и стали первым в истории страны прямым всеобщим волеизъявлением граждан. Президентом на пять лет избран Хамид Карзай. Афганцы, включая заметное число женщин, приняли активное участие в обоих событиях, однако их легитимность пострадала из-за слабой подготовленности мировым сообществом и недостаточной безопасности и мониторинга.

Все эти позитивные тенденции нивелируются размахом наркобизнеса и массовой бедностью, воздействие которой продолжает ощущаться. В 2004 году Афганистан был крупнейшим мировым производителем опиума и героина. Растущие доходы от наркотиков блокируют усилия по восстановлению законности и расширению программ восстановления и развития. Средний душевой размер потребительских расходов в Афганистане (на продукты питания и основные непродовольственные товары) составляет всего 165 долл. США в год. Уровень грамотности и посещаемости школ по всей стране растет, но все еще остается крайне низким, особенно среди женщин. При этом сохраняется проблема чрезвычайно высокой заболеваемости, которую вполне можно было бы предотвратить.

В адрес американских сил, продолжающих операции против формирований талибов, по-прежнему раздаются многочисленные обвинения в произволе по отношению к гражданскому населению, включая произвольные аресты, применение избыточной силы и жестокое обращение с задержанными, многие из которых оказываются вне защиты Женевских конвенций.

Засилье полевых командиров и отсутствие безопасности

Для большинства афганцев главными проблемами неизменно остаются произвол и преступления со стороны полевых командиров - лидеров полувоенных формирований и разрозненных остатков прежней афганской армии, пришедших к власти после разгрома талибов не без помощи Соединенных Штатов. Однако маргинализация двух ключевых фигур (первого вице-президента и министра обороны Мохаммеда Фахима и эмира Герата Исмаил Хана) дает основания для осторожного оптимизма в отношении начала разворота политики президента Карзая и международного сообщества, изначально опиравшихся в обеспечении безопасности именно на полевых командиров.

Даже в Кабуле местные военные и полицейские силы занимаются произвольными арестами, похищением людей, вымогательством, пытками и внесудебными казнями подозреваемых. За пределами столицы отмечается причастность командиров и их формирований к массовым изнасилованиям женщин и подростков обоего пола, убийствам, незаконному задержанию, принудительному перемещению населения, торговле людьми и принуждению женщин к вступлению в брак. В некоторых провинциях Хьюман Райтс Вотч зафиксирована практика, когда полевые командиры и их подчиненные захватывали имущество и обкладывали местное население незаконными "податями" как в денежной, так и в натуральной форме. В некоторых отдаленных районах государственная власть отсутствует полностью - там царят произвол и криминальная активность вооруженных группировок.

В июле Хамид Карзай отказался работать вместе с Мохаммедом Фахимом, занимавшим пост вице-президента. Маршал Фахим, занимавший пост первого вице-президента и министра обороны в течение большей части 2004 года, является одним из самых влиятельных полевых командиров, которому на протяжении последних трех лет удавалось отражать попытки разоружить его людей или заменить его назначенцев на ответственных должностях в министерстве обороны.

Герат, расположенный недалеко от иранской границы, после сентябрьской отставки президентом Исмаил Хана дважды захлестывали вспышки насилия. Столкновения между вооруженными группировками приводили к временному приостановлению гуманитарных операций ООН и неправительственных организаций. Продолжающаяся межфракционная вражда затрудняет доставку гуманитарной помощи и препятствует экономическому развитию в нескольких провинциях на севере и западе страны.

Во многих районах сохраняется напряженная ситуация с безопасностью из-за соперничества между якобы проправительственными группировками. После убийства в июне на северо-западе пятерых сотрудников международная организация "Врачи без границ" приняла решение о свертывании работы в Афганистане - и это с учетом того, что "Врачи без границ" продолжали работать в стране весь период самого необузданного насилия начала 1990-х годов. В 2004 году в Афганистане было убито в общей сложности почти 50 сотрудников гуманитарных программ и работников избирательных комиссий, что намного превышает потери за любой из предыдущих годов.

На юге и юго-востоке отряды талибов и другие антиправительственные формирования по-прежнему совершали нападения на сотрудников гуманитарных организаций и военнослужащих коалиционных сил и афганской армии. В результате многие гуманитарные операции в неспокойных районах были приостановлены. В некоторых провинциях, таких как Забуль и Кунар, целые районы оставались фактически зонами боевых действий американских и афганских правительственных сил против талибов и других оппозиционных формирований. В ходе этих операций в минувшем году погибли сотни гражданских лиц, причем в ряде случаев это было связано с нарушением той или иной стороной законов и обычаев войны.

Во многих районах Афганистана производство опиумного мака достигло рекордных объемов, причем в отношении многих группировок, включая талибов и других противников правительства, имеются подозрения в причастности к наркобизнесу. По ооновским и американским оценкам, в 2004 году. афганский опиум и героин составляли примерно 75% мирового предложения, причем около 90% потреблялось в Европе. Доходы от наркотиков составили около 2,5 млрд. долл. - половина афганского ВВП. Сложившаяся в результате этого финансовая независимость полевых командиров служит одним из факторов, серьезно осложняющих обеспечение законности.

Президентские выборы и боннский процесс

9 октября в Афганистане прошли первые в истории президентские выборы. Как ни странно, в день голосования не отмечено серьезных инцидентов, и было собрано более 8 млн. голосов. Однако международное сообщество не обеспечило достаточного числа наблюдателей, и большинство избирательных участков остались "без присмотра". Во многих случаях афганцы имели возможность проголосовать относительно свободно, хотя отмечалась, особенно в сельской местности, и недостаточная подготовленность избирателей в вопросах тайного голосования, что, скорее всего, приводило к давлению со стороны местных лидеров. Независимые политические активисты, не связанные с местными силовыми группировками, сталкивались с угрозами расправы и притеснениями и во многих местах едва могли поднять голову. Накануне выборов Хьюман Райтс Вотч зафиксировано продолжение политических репрессий со стороны местных лидеров.

Октябрьские выборы стали крупной вехой политического процесса, начатого Боннским соглашением 2001 г. между полевыми командирами, поддержавшими американскую операцию против талибов, представителями бывшего короля Захир Шаха и представителями различных групп афганской эмиграции. В результате Хамид Карзай стал главой переходного правительства. В 2002-2003 годах состоялись две Лойя джирги и была принята конституция, однако все это сопровождалось постоянными угрозами и политическими репрессиями со стороны силовых группировок.

На сегодняшний день можно говорить о некотором прогрессе в реализации Боннского соглашения. Правительству удалось частично восстановить государственный аппарат в Кабуле. За пределами столицы начаты программы по развитию хозяйства, включая строительство дорог, школ и больниц, что позитивно сказывается на экономике. При том что большинство девочек школьного возраста все еще не имеют достаточных возможностей получения образования, миллионы девочек вернулись в школу; функционируют университеты. Начался процесс создания новой афганской армии и национальной полиции. Расширяется деятельность созданной Боннским соглашением Афганской независимой комиссии по правам человека. Постепенно происходит запуск законодательной реформы и процесса подготовки судей.

Однако многие из ключевых положений Боннского соглашения либо забыты, либо игнорируются. Полувоенные формирования так и не выведены из Кабула, в стране до сих пор не проведено сколько-нибудь существенного разоружения (к октябрьским выборам предполагалось разоружить хотя бы до 40% полувоенных формирований, но и эти сниженные нормативы не были выполнены), и многие полевые командиры по-прежнему имеют в собственном распоряжении фактически частные армии. Военные операции американских сил

Действующие в Афганистане с ноября 2001 года , силы антиталибской коалиции продолжают произвольно задерживать гражданских лиц, применять при аресте нонкомбатантов избыточную силу и допускать нарушения в обращении с задержанными. Имеются заслуживающие доверия сообщения также о недозволенных действиях военнослужащих новой афганской армии, которые в ряде случаев во время операций по задержанию допускали побои и издевательства, а также грабили дома или захватывали землю задерживаемых.

Рядовые граждане, арестованные в зоне спецоперации, не имеют возможности оспорить содержание под стражей, попасть в судебную инстанцию или получить доступ к адвокату. Практика показывает, что если человека освобождают, то это происходит исключительно по решению американского военного командования, и при этом, судя по всему, никак не учитываются требования международного права - будь то режим обращения с гражданским населением по международному гуманитарному праву или процессуальные стандарты, содержащиеся в международных договорах о правах человека. США вообще, как правило, не соблюдают международных норм, применимых к их операциям в Афганистане, включая Женевские конвенции.

Ключевые международные игроки

В отсутствие достаточной международной поддержки афганское правительство все же по-прежнему пыталось решать проблемы безопасности и прав человека. Была ограничена власть нескольких одиозных полевых командиров, однако в большинстве случаев власти предпочитали договариваться с нарушителями, как и американские официальные лица в Афганистане, которые сохраняют свою роль влиятельных субъектов местной политики.

Во второй половине 2003 года Международные силы содействия безопасности в Афганистане перешли под флаг НАТО, с соответствующим направлением в страну от 6 до 8 тыс. военнослужащих. МССБ по-прежнему сконцентрированы главным образом в Кабуле, имея еще небольшой гарнизон в Кундузе. Руководство НАТО неоднократно заявляло о желании расширить сферу действия международных сил, однако дело упирается в выделение странами-членами дополнительных сил и средств. В результате график расширения постоянно корректируется.

США и их партнеры по коалиции, в том числе Германия, Великобритания и Новая Зеландия, наращивают направление в ряд районов оперативных групп по содействию восстановлению провинций численностью от 50 до 100 военнослужащих, однако это не оказывает серьезного влияния на ситуацию с правами человека и безопасностью. Причинами служат малочисленность таких групп, неясность их полномочий, а иногда и тесное взаимодействие с теми самыми местными полувоенными формированиями, которые терроризируют население.

Со стороны Соединенных Штатов, которые выступают самым влиятельным и непосредственным международным участником афганских процессов, отмечается поворот в сторону более серьезного отношения к проблеме безопасности, однако Вашингтон пока не предпринимает шагов, которые могли бы послужить другим странам примером ответственного подхода к направлению сил и средств, обеспечению финансирования и проявлению политической воли в том, что касается будущего Афганистана. Страны НАТО и другие потенциальные военные участники также не спешат направлять дополнительные силы в состав МССБ и обеспечивать достаточное общее финансирование международных усилий в Афганистане.

Провал стран-членов ООН в обеспечении безопасной основы восстановления Афганистана не позволяет Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА) реализовать многие аспекты ее мандата. Однако руководство МООНСА, со своей стороны, ограничило критику полевых командиров и собственную активность по мониторингу ситуации с правами человека и безопасностью. Следствием этих решений стало почти полное прекращение в Афганистане детального и широкого правозащитного мониторинга со стороны международного сообщества.