belarus

Всемирный доклад 2003

Развитие событий в области прав человека

Политика белорусского руководства в 2002 г. была направлена на подавление политической оппозиции и вела к дальнейшей международной изоляции страны. Оппозиция, неправительственные организации, независимые СМИ и религиозные организации по-прежнему подвергались жестким репрессиям.

Президентские выборы 9 сентября 2001 г., обеспечившие президенту А.Лукашенко сохранение власти, вызвали широкую критику, и серьезные проблемы с правами человека в Белоруссии на некоторое время оказались в фокусе внимания мирового сообщества. Однако когда события 11 сентября оттеснили Белоруссию далеко на второй план международной жизни, А.Лукашенко не замедлил воспользоваться этим, чтобы обрушиться на гражданское общество, не опасаясь дипломатических последствий.

На протяжении всего года белорусский лидер мстил своим соперникам на выборах и их сторонникам. Владимиру Гончарику, единому кандидату от оппозиции, в декабре 2001 г. пришлось уйти с поста руководителя Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ) после появления вполне правдоподобной информации о том, что в противном случае президент подпишет указ о национализации имущества ФПБ. После отставки В.Гончарик перебрался в Россию. Руководитель его предвыборного штаба Валентина Полевикова также была вынуждена уйти из ФПБ. Членам возглавляемой В.Полевиковой Белорусской партии женщин угрожали увольнением, если они останутся в партии.

В июле бывший белорусский премьер Михаил Чигирь, один из главных противников А.Лукашенко, за неуплату налогов был условно осужден на три года, с отсрочкой исполнения приговора на два года. В 2001 г. власти не дали ему участвовать в выборах, раскрутив политически мотивированное дело о злоупотреблении должностными полномочиями, которое сопровождалось заключением под стражу.

В том же месяце председатель оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько был обвинен в «оскорблении чести и достоинства Президента Беларуси» за статью, в которой он цитировал сообщения зарубежных СМИ о белорусских поставках военной техники «странам-изгоям». Его партия получила официальное предупреждение и оказалась под угрозой ликвидации.

Продолжались преследования молодежных оппозиционных движений. За организацию в феврале несанкционированной демонстрации одного из лидеров Молодого фронта оштрафовали, другого арестовали в административном порядке. В марте за «публичное оскорбление президента» были оштрафованы члены молодежного движения «Зубр», высмеивавшие А.Лукашенко на уличном представлении перед президентскими выборами.

После налоговых проверок и конфискаций оборудования и тиражей, которыми сопровождалась избирательная кампания 2001 г., белорусские власти перешли к более изощренной тактике запугивания СМИ через возбуждение против журналистов уголовных дел о клевете. 24 июня журналист независимого еженедельника «Пагоня» Павел Мажейко и главный редактор Микола Маркевич были осуждены, соответственно, на два и два с половиной года исправительных работ за клевету на президента; по апелляции срок обоим был сокращен до года. Накануне президентских выборов еженедельник опубликовал статью, в которой говорилось о возможной причастности А.Лукашенко к «исчезновению» политических деятелей. Весь тираж был конфискован, «Пагоня» получил официальное предупреждение и в ноябре 2001 г. был закрыт властями.

16 сентября главный редактор газеты «Рабочий» Виктор Ивашкевич был осужден на два года исправительных работ за «клевету и оскорбление чести и достоинства президента». Уголовное дело против него было возбуждено в связи с публикацией, в которой А.Лукашенко и его администрация обвинялись в коррупции.

Против изданий, якобы оскорблявших государственных чиновников, власти также активно использовали гражданские иски о клевете, что сопровождалось замораживанием счетов, постоянными обысками в редакциях и взысканием непомерных компенсаций. Одним из таких изданий была газета «Наша свобода», которая по судебному решению должна была выплатить чиновнику 55 тыс. долл. США и опубликовать опровержение статьи, где говорилось о том, что этот чиновник жаловался президенту на законные действия генерального прокурора. Оборудование газеты было конфисковано, банковский счет заморожен, и после 6 августа «Наша свобода» перестала выходить.

В условиях жесткого давления на СМИ единственной доступной формой общественного протеста оставались митинги и демонстрации. Власти запрещали их проведение или переносили подальше от центра, а участие в несанкционированных мероприятиях влекло за собой аресты и уголовные дела.

15 марта внутренние войска разогнали марш, приуроченный к 8-й годовщине принятия Конституции Республики Беларусь в 1994 г. Организатор шествия, лидер социал-демократической партии «Народная громада» Николай Статкевич, получил десять суток ареста.

В марте же при разгоне митинга по случаю Дня воли было арестовано более 80 человек; они были подвергнуты административному заключению и штрафам или получили официальное предупреждение. Еще около ста человек были арестованы и около сорока получили травмы в ходе апрельского столкновения с милицией участников несанкционированной демонстрации против низкого уровня жизни. Организаторам и участникам акции протеста дали до 15 суток административного ареста, некоторых оштрафовали.

Последовательно проводя линию на контроль всех сфер жизни общества, белорусские власти предпринимали шаги по ограничению свободы религии. В октябре парламент одобрил проект Закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»: в случае его утверждения президентом организованная религиозная деятельность общин численностью менее 20 человек будет невозможна, а конфессии, представленные в Белоруссии меньше 20 лет, фактически окажутся под запретом. Предусмотрено введение, при определенных условиях, цензуры религиозной литературы, а главой любой религиозной организации может теперь быть только белорусский гражданин.

На этом фоне продолжались преследования неправославных религиозных групп. В августе при поддержке милиции был снесен новый храм Белорусской автокефальной православной церкви в одной из деревень Гродненской области. Прихожане и жители, протестовавшие против сноса, были разогнаны милицией с применением силы; несколько человек получили административные сроки или были оштрафованы.

Кришнаитов и представителей индусской общины постоянно задерживали и штрафовали за медитацию и распевание гимнов в общественных местах, а также во время акций протеста против систематических отказов в регистрации.

Нераскрытыми оставались «исчезновения» в 1999-2000 гг. представителей оппозиции Юрия Захаренко, Виктора Гончара и Анатолия Красовского, а также журналиста Дмитрия Завадского. В марте двое бывших сотрудников спецподразделения «Алмаз» были признаны виновными в похищении Д.Завадского, однако приговор не удовлетворил семью журналиста: по мнению адвокатов, офицеров сделали «крайними», чтобы прикрыть причастность к «исчезновению» высоких инстанций. За открытое выражение этой позиции адвокат Игорь Аксенчик был лишен лицензии и в октябре 2002 г. осужден за клевету на полтора года условно, с отсрочкой на два года.

Белорусские власти также запретили показ документального фильма «Дикая охота-2» о Д.Завадском и других «пропавших», снятого другом и коллегой Дмитрия Павлом Шереметом.

В ноябре просьба Белорусского Хельсинкского комитета о проведении парламентского расследования исчезновений была отвергнута депутатами.

Второй год подряд Республика Беларусь признавалась Госдепартаментом США одной из самых неблагополучных стран в области борьбы с торговлей людьми. В соответствующем докладе отмечалось, что Белоруссия служит источником и транзитным пунктом поставки женщин и детей за рубеж, однако виновные к уголовной ответственности не привлекаются, а сотрудников правоохранительных органов для борьбы с этим видом преступности не готовят. Реализации существующих уголовных статей о торговле людьми также препятствовала коррупция.

Правозащитная деятельность

Для препятствования работе правозащитников власти по-прежнему широко применяли президентский Указ № 8 (март 2001 г.), запрещающий политическим организациям получать финансовую помощь из-за рубежа и требующий санкции государства на принятие любой зарубежной финансовой помощи. Эти положения неизменно использовались спецслужбами и налоговыми органами как правовое обоснование действий против неправительственных организаций.

25 января за нарушение требований Указа руководитель отделения неправительственной правозащитной организации «Гражданские инициативы» Виктор Корниенко был оштрафован судом на 625 долл. с конфискацией офисной компьютерной техники. В ноябре 2001 г. эта организация была оштрафована налоговой инспекцией на 3750 долл.

Правозащитная организация «Гражданские инициативы» имеет все шансы разделить судьбу Брестского областного центра поддержки гражданских инициатив «Вежа» - известной правозащитной организации, ликвидированной в марте по решению суда. Перед этим центру «Вежа» дважды выносилось официальное предупреждение, что по белорусскому законодательству достаточно для ликвидации организации.

Помимо закрытия действующих, власти препятствовали созданию новых организаций, используя для этого неоправданно усложненную процедуру регистрации. Так, «Ассоциации ХХI век» и ряду других неправительственных организаций было отказано в регистрации под предлогом «некоторых неточностей» в представленных документах.

В течение всего года постоянным притеснениям подвергались активисты правозащитного центра «Весна», которым к тому же отказывали в доступе на судебные процессы и в места содержания под стражей. В январе Владимир Малей получил 15 суток за организацию месяцем ранее пикета в связи с годовщиной Всеобщей декларации прав человека.

Роль международного сообщества

Организация Объединенных Наций

В мае Комитет по правам ребенка рассмотрел второй периодический доклад Белоруссии и рекомендовал правительству обратить внимание на проблему роста заболеваемости и числа ВИЧ-инфицированных среди новорожденных; принять меры по борьбе с насилием в отношении детей; искоренить торговлю детьми и их сексуальную эксплуатацию; а также обеспечить всем детям доступ к здравоохранению и образованию и другие права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка.

Тогда же верховный комиссар ООН по правам человека публично выражал озабоченность ухудшением правозащитной ситуации в Белоруссии.

В июльском ежегодном докладе ООН о развитии людских ресурсов Республика Беларусь значилась среди стран, где отсутствуют свободные с справедливые выборы, а граждане отстранены от участия в политической жизни.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Отношения Минска с ОБСЕ в минувшем году еще более осложнились. Белорусские власти, уже давно недовольные действиями ОБСЕ по привлечению внимания к проблемам с правами человека в республике, постоянно обвиняли сотрудников Консультативно-наблюдательной группы во вмешательстве во внутренние дела страны пребывания и заявляли о необходимости пересмотреть мандат КНГ. С декабря 2001 г. четырем дипсотрудникам КНГ было отказано в продлении визы, в результате чего им пришлось покинуть Белоруссию. В октябре, после истечения срока визы последнего оставшегося дипсотрудника и ее вынужденного отъезда, миссия ОБСЕ была фактически закрыта. Начавшиеся сразу после этого переговоры о дальнейших отношениях между ОБСЕ и Белоруссией на момент составления настоящего доклада результатов не принесли.

Парламентская ассамблея ОБСЕ отказалась продлевать Белоруссии специальный гостевой статус до тех пор, пока Минск не нормализует отношения с Организацией.

Совет Европы

В июне Белоруссию посетила делегация Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая выразила озабоченность последовательными попытками подавления свободы слова и осудила уголовное преследование журналистов еженедельника «Пагоня».

Отметив, что конфликт с ОБСЕ негативно сказывается на отношениях Белоруссии с другими международными организациями, ПАСЕ заявила, что не будет восстанавливать специальный гостевой статус страны до его разрешения. Комитет ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека принял также решение о создании специального подкомитета по рассмотрению политических «исчезновений» в Белоруссии.

В резолюции сентябрьской сессии ПАСЕ выражалась «растущая озабоченность состоянием свободы выражения мнений и убеждений и свободы СМИ», последние случаи осуждения журналистов признавались «неприемлемыми» и делался вывод о том, что вопрос о специальном гостевом статусе, не говоря уже о постоянном членстве, в сложившейся ситуации рассматриваться не может.

Европейский союз

ЕС критиковал белорусское руководство за саботирование работы Консультативно-наблюдательной группы. В августе Евросоюз также обращался к белорусскому парламенту с призывом не принимать новый закон о свободе совести, указывая на то, что он может быть использован для дискриминации верующих. В сентябрьском заявлении председателя к официальному Минску был обращен призыв начать «конструктивные переговоры с ОБСЕ о будущем КНГ в Белоруссии» и выражалась общая озабоченность «состоянием демократии и прав человека» в республике.

Международные финансовые организации

В апреле Всемирный банк принял трехлетнюю страновую стратегию помощи Белоруссии, которая предусматривает кредитование в объеме 140 млн. долл. При условии проведения экономических реформ объем кредитов может быть увеличен до 270 млн. долл.

Европейский банк реконструкции и развития занял более жесткую позицию, одобрив в мае двухлетнюю страновую стратегию, в которой четко оговаривалось, что до тех пор, пока белорусские власти не предпримут шагов по стимулированию развития гражданского общества и проведению реформ в экономике, ЕБРР будет оказывать содействие только частному сектору.

США

Должностные лица американской администрации неоднократно публично осуждали как действия Минска в отношении ОБСЕ, так и травлю журналистов и подавление свободы выражения убеждений. В целом ряде заявлений также недвусмысленно говорилось о том, что двусторонние отношения с Белоруссией могут сдвинуться с мертвой точки только при условии, что Минск продемонстрирует свою приверженность общепризнанным принципам демократии и прав человека.

В Вашингтоне неоднократно выражали озабоченность в связи с сообщениями о продаже Минском оружия и подготовке военных специалистов для Ирака и других стран, подозреваемых в поддержке терроризма.

В июне сопредседатель Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе К.Смит внес в палату представителей проект Закона о поддержке демократии в Белоруссии (2002). Законопроект предусматривает увеличение помощи на содействие демократическим инициативам в республике, предлагает ввести санкции в отношении белорусских властей, в том числе запрет на въезд в США для высших чиновников, и предлагает исполнительному руководству международных финансовых организаций голосовать против выделения Белоруссии финансовой помощи.

Российская Федерация

Со времени подписания семь лет назад Договора о создании союзного государства президент А.Лукашенко активно использует российский ресурс как для поддержания на плаву белорусской экономики, так и для того, чтобы отбиваться от критики со стороны Запада.

В 2002 г., однако, президент В.Путин заговорил о будущем союзе в скептических тонах и дал понять, что Россия не намерена ради Минска жертвовать своими экономическими интересами. Вместо этого в Москве было озвучено два возможных сценария объединения: по первому - Белоруссия фактически входит в состав России с введением на ее территории российского экономического режима (при этом не исключен уход А.Лукашенко с поста президента), по второму - создается надгосударственное образование по типу Евросоюза. Оба варианта были отвергнуты белорусским лидером.