tadjik

Всемирный доклад 2002

Развитие событий в области прав человека

По прошествии четырех лет со времени подписания Общего соглашения о мире и национальном согласии 1997 г., которым завершилась гражданская война, в республике все еще продолжалось политическое насилие на фоне проводимой правительством линии на установление однопартийного режима. Посредством оттеснения политической оппозиции, арестов граждан по религиозным мотивам и жесткого ограничения свободы СМИ, власти все более усиливали контроль за политической и религиозной жизнью страны. Пытки оставались характерной чертой работы милиции и органов безопасности.

Свидетельством продолжения межпартийной и внутрипартийной борьбы за власть среди участников мирного соглашения - правительства Э.Рахмонова и Объединенной таджикской оппозиции (к настоящему времени распущенной) - стали покушения на высокопоставленных политиков. 11 апреля тремя неизвестными был расстрелян в Душанбе заместитель министра внутренних дел Х.Сангинов, в прошлом - политический представитель ОТО и один из основных участников мирных переговоров; вместе с ним погибли двое его охранников и водитель. Официальная версия о том, что Х.Сагинова убили за долги, была отвергнута его родственниками, которые утверждали, что покушение было связано с деятельностью Х.Сангинова по выявлению организованных преступных группировок, якобы связанных с правительством. Родственники и знакомые Х.Сангинова подвергались властями задержаниям и притеснениям; по меньшей мере одному из них пришлось уехать из республики. 17 июля в своем доме в Душанбе был застрелен советник президента по внешней политике К.Юлдашев, а 8 сентября у своего дома в столице - министр культуры А.Рахимов.

Новые боестолкновения между боевиками ОТО и правительственными силами в 2001 г. подтвердили сохраняющееся недоверие между сторонами и высветили недостатки процесса демобилизации, предусмотренного соглашением 1997 г. В июне бывшие полевые командиры ОТО, базирующиеся на северо-востоке, захватили по меньшей мере четырех милиционеров в Теппе Самарканди и 15 сотрудников немецкой гуманитарной организации в Тавильдаре. Боевики выражали таким образом свой протест против арестов членов ОТО в связи с убийством Х.Сангинова. Всех заложников отпустили, не причинив им вреда, однако против боевиков были посланы войска. Местные эксперты-правоведы и журналисты сообщали, что в результате неприцельного огня правительственных войск потери среди мирного населения составили до 80 человек убитыми и ранеными и что сотрудники правоохранительных органов избивали и грабили жителей. Официальная цифра погибших гражданских лиц - 6 человек.

Участие ОТО в правительстве (обязательное условие мирного соглашения) оставалось, в лучшем случае, формальным, поскольку на практике должностные лица и депутаты из числа представителей оппозиции почти всегда поддерживали политику властей и президента. В 2001 г. правительство предприняло шаги по укреплению фактической однопартийной монополии посредством запрета и отказа в регистрации оппозиционных партий. Под предлогом нарушения закона о политических партиях была запрещена партия «Адолатхон» («Справедливость»); как утверждали ее функционеры, власти угрозами пытались заставить ее сторонников отказаться от членства. Регистрационные документы Социал-демократической партии оставались без движения в Министерстве юстиции. На декабрьских (2000 г.) и майских (2001 г.) довыборах в парламент проправительственные кандидаты оказались в «тепличных» условиях, поскольку кандидатам оппозиции под предлогом административных нарушений было отказано в регистрации.

Члены Партии исламского возрождения Таджикистана (основного участника бывшей ОТО) подвергались притеснениям, несколько человек были арестованы. Власти обвиняли их в принадлежности к запрещенной исламистской организации “Хизб-ут-Тахрир” (Партия освобождения). Партия исламского возрождения, со своей стороны, утверждала, что только один из ее членов был сторонником “Хизб-ут-Тахрир” и что правительство использует борьбу против религиозного экстремизма для того, чтобы ослабить оппозицию.

Значительное число членов “Хизб-ут-Тахрир” было осуждено, причем отмечалась тенденция к ужесточению наказания. Если в предыдущие годы за разжигание религиозной вражды, распространение подрывной литературы, участие в запрещенной организации и попытку насильственного свержения конституционного строя давали от пяти до двенадцати лет, в 2001 г. срок наказания по тем же статьям составлял до 14 лет. “Хизб-ут-Тахрир” выступает за исламское государство и восстановление халифата мирными средствами.

Свобода самовыражения по-прежнему жестко ограничивалась правительством. Единственное государственное газетное издательство продолжало «отфильтровывать» материалы с критикой в адрес правительства или влиятельных общественных деятелей. Власти «направляют» подачу политической информации всеми СМИ, осуществляют предварительную цензуру и сохраняют громоздкий порядок лицензирования. На севере республики, в Согдийской области, независимая радиостанция получила лицензию на вещание, однако в Душанбе независимым радиостанциям и телеканалам уже четвертый год отказывали в праве выходить в эфир.

В 2001 г. власти предприняли попытку наказать за критику журналиста, работающего за рубежом. По запросу таджикских правоохранительных органов 5 июля в Москве был арестован Дододжон Атовулло, живущий в эмиграции главный редактор оппозиционной газеты «Чароги Руз» («Свет дня»). За последние несколько лет Д.Атовулло опубликовал серию статей, в которых таджикские власти обвиняются в коррупции и связях с наркобизнесом. Ему угрожала выдача в Таджикистан по обвинениям в подстрекательстве к мятежу и публичной клевете на президента, однако под давлением со стороны правительств ряда стран и международных организаций Д.Атовулло через шесть дней был освобожден.

Таджикистан по-прежнему отказывался пропустить на свою территорию более 10 тыс. афганцев, бежавших от боев на севере страны в конце 2000 г. Правительство утверждало, что присутствие среди беженцев вооруженных боевиков чревато слишком серьезной угрозой безопасности Таджикистана и что республика не располагает необходимыми экономическими и социальными ресурсами. Не имея элементарных условий, перемещенные лица оставались на островах пограничной реки Пяндж, часто оказываясь под перекрестным огнем Северного альянса и талибов. Накануне и в период антитеррористической операции союзников в Афганистане их число постоянно росло. Нескольким тысячам афганских беженцев, уже осевших в Душанбе, властями было предписано перебраться к югу и западу от столицы «в целях обеспечения безопасности и общественного порядка в местах поселения». После этого распоряжения отмечались факты притеснения беженцев сотрудниками милиции, однако сообщений о принудительном переселении на момент написания данного доклада не поступало. В середине октября под предлогом административных нарушений душанбинские власти закрыли три афганские школы и прекратили выдачу афганским беженцам удостоверений личности.

По данным Международной организации по миграции, в 2000 г. в страны Ближнего Востока и СНГ было незаконно переправлено более тысячи женщин, в том числе несовершеннолетних, во многих случаях - для использования в секс-индустрии. Документы и содействие в переправке предоставлялись за взятки сотрудниками правоохранительных органов Таджикистана.

Проблема минных заграждений в 2001 г. сохранялась. Большая часть противопехотных мин была установлена узбекскими войсками годом ранее, после рейдов боевиков Исламского движения Узбекистана через Таджикистан в Узбекистан и Киргизию.

Правозащитная деятельность

На международных форумах местные правозащитники поднимали вопрос о нарушениях прав человека, однако атмосфера страха и запугиваний препятствовала активному мониторингу и правозащитной деятельности внутри страны. Заметным событием стал круглый стол по проблеме смертной казни, организованный ОБСЕ и Лигой женщин-адвокатов Таджикистана, рекомендовавший ввести мораторий на смертную казнь.

Роль международного сообщества

По мере развертывания антитеррористической операции в Афганистане значимость Таджикистана серьезно возросла с учетом его стратегического положения как для гуманитарных операций на севере Афганистана, так и в качестве потенциальной базы развертывания американских сил. В условиях новых геостратегических реалий основные международные игроки в регионе уделяли основное внимание наращиванию финансовой помощи республике, полностью игнорируя вопиющую правозащитную практику таджикских властей. Душанбе также сделали участником натовской программы Партнерство ради мира.

ООН

Немногочисленное Бюро ООН по мирному строительству в Таджикистане, сменившее находившуюся там шесть лет Миссию наблюдателей, основное внимание сосредоточило на привлечении международного содействия программам создания рабочих мест для бывших участников гражданской войны и укрепления законности. В составе Бюро работал сотрудник по правам человека, однако правозащитный мониторинг не входил в его обязанности.

Политика Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в связи с афганскими беженцами на р.Пяндж отличалась непоследовательностью. В начале 2001 г. УВКБ потребовало от таджикских властей подготовить условия для приема этих людей, в том числе отделив беженцев от вооруженных элементов и разместив их в более безопасном месте. Получив отказ, УВКБ в середине марта приостановило свою собственную гуманитарную деятельность на островах, заявив, что помощь может быть по-настоящему эффективной только после отделения беженцев из числа мирного населения от участников боевых действий. Впоследствии УВКБ продолжало настаивать на выработке правительством Таджикистана методики такого отделения.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Штаб-квартира миссии ОБСЕ в Душанбе и отделения на местах в Худжанде, Шаартузе, Дусти и Курган-Тюбе вмешивались по нескольким отдельным случаям нарушений прав человека, связанным с пытками, изнасилованием, убийством и смягчением смертного приговора. В Хатлонской области ОБСЕ проводила мониторинг дискриминации узбекского меньшинства в обеспечении работой и землей, ее представители посетили несколько тюрем и присутствовали на отдельных судебных процессах. К другим заметным мероприятиям относились круглые столы по смертной казни и торговле женщинами и детьми, а также начало проекта в области подготовки тюремного персонала. Миссия ОБСЕ оказывала юридическую помощь таджикам, депортированным из Узбекистана, и участвовала в разработке нового законодательства о СМИ в части обеспечения его соответствия международным нормам. Публичных попыток не допустить проведения в мае безальтернативных выборов со стороны ОБСЕ, однако, не последовало.

Россия

После сентябрьских терактов в США Россия впервые публично признала факт оказания через Таджикистан уже на протяжении долгого времени материально-технической поддержки Северному альянсу. В период антитеррористической операции в Афганистане масштабы этой поддержки еще более возросли. Согласие России на использование американскими военными таджикских аэропортов имело принципиальное значение и для превращения Таджикистана в стратегического партнера антитеррористической операции в Афганистане.

В октябре Россия направила в Таджикистан 1,5 тыс. военнослужащих на усиление более чем 10-тысячной пограничной группы на таджико-афганской границе и расквартированной в Душанбе 201-й мотострелковой дивизии численностью также около 10 тыс. человек.

США

После предложения Таджикистана использовать в случае необходимости его аэропорты для действий американских сил в Афганистане республика стала стратегическим партнером антитеррористической операции; через нее США направляли в Афганистан значительный объем гуманитарной помощи. В Ежегодном докладе Госдепартамента о правозащитной практике по странам мира положение с правами человека в Таджикистане получило непредвзятое и в целом адекватное отражение.

Международные финансовые организации

Активность доноров в 2001 г. существенно возросла, во многом - в связи с признанием важности Таджикистана для безопасности в Центральной Азии. Конференция доноров, проведенная в мае под эгидой ООН, завершилась обещаниями выделить в 2001-2002 гг. на борьбу с бедностью и содействие экономическому росту 430 млн. долл. Помимо этого, Европейский банк реконструкции и развития предоставил 2 млн. долл. на цели восстановления и 13 млн. долл. - в форме кредитов на модернизацию телекоммуникационного сектора, а Всемирный банк - очередной кредитный транш в размере 50 млн. долл. на программы борьбы с бедностью и содействия экономическим реформам. Азиатский банк развития предоставил кредит в размере 4,4 млн. долл. на реконструкцию системы водоснабжения. В период антитеррористической операции в Афганистане Германия включила Таджикистан в список первоочередных получателей помощи на цели развития.