armenia

Всемирный доклад 2002

Развитие событий в области прав человека

Политическая и общественная жизнь Армении все еще не оправилась от шока, связанного с вооруженным захватом парламента 27 октября 1999 г. Правительство не сделало практически ничего для улучшения ситуации с правами человека: сохранялась практика пыток, недозволенного обращения в армии и преследований религиозных меньшинств; все это происходило на фоне роста бедности и коррупции, служивших дополнительными факторами нарушений. В январе Армения стала членом Совета Европы.

В феврале начался процесс по делу Наири Унаняна и других участников захвата парламента и убийства премьер-министра, спикера и шести депутатов. После заявлений оппозиции о том, что за этими событиями могли стоять близкие к президенту круги, была создана парламентская комиссия по контролю за ходом следствия. В июле по ее запросу была проведена судебно-медицинская экспертиза трупа подозреваемого Н.Егиазаряна, умершего в предварительном заключении в сентябре 2000 г. Эксперты сделали вывод, что причиной смерти стала остановка сердца, вызванная электрическим шоком. Сокамерники утверждали, что Н.Егиазаряна ударило током при контакте с электрическим обогревателем.

Со стороны других подозреваемых по делу поступали заявления о жестоком обращении или пытках на допросах. В сентябре ранее задержанный журналист Наири Бадалян утверждал, что в военной прокуратуре его держали на ногах в течение 12 дней и обливали его горячей и холодной водой, требуя показаний о причастности к организации захвата парламента одного из помощников президента.

Несовершенство Уголовно-процессуального кодекса и признание судьями в качестве доказательства полученных под пыткой показаний способствовали сохранению устойчивой практики принуждения к признанию побоями и другими формами пыток. В октябре парламент несколько подправил УПК, сократив срок содержания под стражей без предъявления обвинения с четырех до трех суток.

Свидетельством безнаказанности органов безопасности стал вопиющий случай в сентябре, когда в туалете ереванского кафе был обнаружен труп Погоса Погосяна со следами побоев. Как сообщалось, незадолго до этого П.Погосян поприветствовал певца Шарля Азнавура и непочтительно обратился к президенту Р.Кочаряну, посещавших в это время кафе. Последний раз П.Погосяна видели живым, когда его уводила президентская охрана. Сотрудников временно отстранили от исполнения обязанностей, но на момент написания данного доклада уголовное дело так и не было возбуждено.

Несмотря на обещание правительства в течение года после вступления в Совет Европы принять новый Уголовный кодекс, исключив из него смертную казнь, суды продолжали выносить смертные приговоры. Мораторий на их исполнение по-прежнему сохранялся, однако требования казни виновных в расстреле парламента со стороны самых широких слоев общества помешали законодателям принять новый УК, который, среди прочего, отменял бы наказание за добровольное сожительство между совершеннолетними лицами одного пола.

В армии продолжались пытки, побои и случаи гибели военнослужащих в не боевых условиях. В январе министр обороны С.Саркисян заявил о снижении числа таких случаев по сравнению с предыдущими годами: по его словам, в 2000 г. погибли 72 человека, из которых восемь, как утверждалось, - в результате столкновений на границе с Азербайджаном. Военная прокуратура зачастую квалифицировала смерть военнослужащих как самоубийство, как представляется, скрывая под этим целый ряд различных обстоятельств. Систематическим оставалось физическое насилие в отношении призывников со стороны офицеров и старослужащих. Вышестоящие чины вымогали у солдат-первогодков деньги или личные вещи; тем, кто отказывался подчиниться, грозила расправа.

В июле президентская Комиссия по правам человека первой из официальных органов поставила вопрос о массовых пытках в следственных изоляторах военной прокуратуры и о роли последней в создании атмосферы безнаказанности за грубейшие нарушения прав человека в армейской среде, рекомендовав временно отстранить от исполнения обязанностей главного военного прокурора Г.Джахангиряна. Комиссия ссылалась на информацию о применении пыток к М.Арутюняну, которому плоскогубцами ломали пальцы, и о нанесении другому задержанному неоднократных побоев по незажившей ране на ноге. Характерно, что при этом комиссия не поднимала более широкую проблему жестокости в армии.

В начале сентября созданная по указанию генерального прокурора А.Тамазяна специальная следственная группа подтвердила несколько фактов нарушений со стороны военной прокуратуры, включая допущенные в отношении С.Григоряна, получившего стойкую инвалидность в результате избиения группой офицеров вскоре после призыва на службу в конце 2000 г. Тогда военная прокуратура не стала давать делу ход, заставив врачей дать «удобное» заключение. Большую часть заявлений следственная группа, однако, признала необоснованными, дав таким образом понять, что вопрос об ответственности военной прокуратуры за устойчивую практику нарушений не ставится.

В июне Армения частично выполнила требование Совета Европы об освобождении от ответственности всех осужденных уклонистов по убеждениям: 37 последователей «Свидетелей Иеговы» были помилованы и освобождены. «Отказников», однако, по-прежнему арестовывали, задерживали и осуждали к различным срокам лишения свободы. Закон об альтернативной службе в Армении не принят.

Государственный совет по делам религий по-прежнему отказывал в регистрации «Свидетелям Иеговы» и другим неправославным христианским организациям. Власти продолжали уголовное преследование организатора «Свидетелей Иеговы» Левона Маркаряна за проведение «незаконных» религиозных собраний по статье 244(1) УК («посягательство на права и свободы человека и гражданина»). Поскольку на собраниях присутствовали и семьи с детьми, прокуратура также обвинила Л.Маркаряна в вовлечении несовершеннолетних в деятельность незарегистрированной религиозной общины (до пяти лет тюрьмы). В сентябре Л.Маркарян был оправдан решением суда, однако прокуратура опротестовала приговор. Статья 244 УК представляет собой атавизм антирелигиозной кампании Н.Хрущева в начале 1960-х годов.

Несмотря на то что в Армении уже седьмой год подряд отмечался экономический рост, подавляющее большинство населения продолжало жить в бедности. Как и в предыдущие годы, увеличивался разрыв между бедными и богатыми: немногочисленная элита контролировала практически все экономические и политические ресурсы. Правительство объявило войну коррупции, однако такие уголовные дела по-прежнему оставались весьма избирательными и часто выглядели как сведение политических счетов. Большой резонанс получило дело Ашота Блеяна – оппозиционного политика, выставлявшего в прошлом свою кандидатуру на президентских выборах и оспаривавшего законность выдвижения Р.Кочаряном своей кандидатуры. В декабре 2000 г. А.Блеян был осужден на семь лет лишения свободы за хищения и злоупотребление должностным положением; на суде свидетели отказались от своих показаний против него, утверждая, что давали их под угрозами или шантажом со стороны прокуратуры. Двое коллег А.Блеяна также получили тюремные сроки. В мае по апелляции срок наказания для А.Блеяна был сокращен до пяти лет.

Отмечено несколько случаев телефонных угроз в адрес газет и журналистов, публиковавших статьи с критикой властей. После резкой критики официального расследования событий октября 1999 г. правоохранительные и налоговые органы начали проверку холдинговой компании, которой принадлежит газета «Четвертая власть». С очевидной неторопливостью велось следствие по факту поджога офиса другого критика официального расследования – журналиста Вагана Гукасяна. Реакция властей на две антиправительственные демонстрации (30 октября 2000 г. и 7 сентября 2001 г.) неизменно сводилась к задержанию и административному аресту организаторов и изъятию съемочной техники и пленок у журналистов. Чтобы не допустить в эфир выпуск новостей с сюжетом об аресте организатора октябрьской демонстрации Аркадия Вартаняна, был обесточен передатчик независимого телеканала.

В своем декабрьском (2000 г.) докладе об игнорировании государством проблемы насилия в семье правозащитная организация «Адвокаты Миннесоты за права человека» отмечала распространенность в обществе терпимого отношения к насилию на бытовой почве и отсутствие официальной статистики по этой проблеме. Исследования в Ереване и Гюмри показали, что власти не считают такое насилие серьезной проблемой, а правоохранительные органы часто рекомендуют женщинам не настаивать на уголовном преследовании жестокого супруга. В докладе приводились слова одного из чиновников МВД: «Если женщины подвергаются нападениям дома, то это не считается преступлением. По армянским традициям мужчина имеет право бить жену в собственном доме».

Условия содержания в тюрьмах характеризовались перенаселенностью, недостаточным снабжением и запущенностью. В июне парламент объявил общую амнистию, по которой треть из порядка 6 тыс. отбывающих наказание и находящихся в местах досудебного содержания под стражей получили свободу или сокращение срока. В целях реформирования и демилитаризации тюремной системы к концу 2001 г. предполагалось передать уголовно-исполнительные учреждения из ведения МВД Министерству юстиции, как того требует членство в Совете Европы. Однако процесс выведения мест досудебного содержания из-под юрисдикции МВД и Министерства национальной безопасности (что должно быть сделано в течение полутора лет после вступления в СЕ) не сдвинулся, как представляется, с мертвой точки.

Правозащитная деятельность

Сообщений о притеснениях правозащитников в 2001 г. не поступало.

Роль международного сообщества

Совет Европы

Мониторинг соблюдения Арменией ее обязательств, принятых с вступлением в СЕ, проводился недостаточно тщательно; Совет также оставил без осуждения такое нарушение, как сохранение практики лишения свободы сознательных уклонистов. Предоставленный для принятия закона об альтернативной службе трехлетний срок представляется слишком либеральным. В мае по поручению генерального секретаря Армению посетила группа экспертов для расследования заявлений о наличии политических заключенных и пришла к заключению об отсутствии таковых.

В июле был опубликован доклад Венецианской комиссии СЕ, посвященный новому проекту конституции Армении, который правительство планировало вынести на референдум. Комиссия в целом позитивно оценила правозащитную сторону проекта и предложила внести дальнейшие изменения, в частности – включить положение об отмене смертной казни.

ООН

В ноябре 2000 г. Комитет ООН против пыток рассмотрел Второй периодический доклад Армении. Высказывалась критика за чрезмерный акцент на будущие реформы (такие, как принятие нового УК) в ущерб освещению реальной ситуации, а также за невыполнение рекомендаций Комитета от 1996 г. Армении было рекомендовано принять законодательные и практические меры по решению таких проблем, как нарушение прав задержанных, в особенности в части обеспечения доступа к адвокату, родственникам и врачам; неудовлетворительные условия содержания в местах заключения; «дедовщина» в армии; отсутствие механизма эффективной компенсации для пострадавших от пыток со стороны должностных лиц, а также недостаточно четкое определение пыток в проекте нового УК.

Международные финансовые организации

В июле Всемирный банк совместно с правительством Армении выступил организатором конференции международных доноров. Тогда же была опубликована Стратегия помощи, в которой подчеркивалась необходимость создания условий для сокращения бедности через создание рабочих мест. В качестве препятствий деловой и инвестиционной активности назывались коррупция и отток человеческих ресурсов. В документе было рекомендовано увеличить бюджетные ассигнования на образование, здравоохранение, а также на цели адресной социальной помощи наименее защищенным слоям населения. В августе президент Р.Кочарян лично высказался по поводу этого документа, не согласившись с тезисом Всемирного банка о том, что экономический рост никак не сказался на сокращении масштабов бедности. МВФ и ВБ осуществляли общую координацию разработки правительством Переходной стратегии сокращения бедности, под которую предполагалось выделить кредитное финансирование. В мае ВБ предоставил 300 тыс. долл. на программу борьбы с коррупцией; средства должны были распределяться представительством ОБСЕ в Ереване.

США

Опубликованный в феврале Доклад Госдепартамента о правозащитной практике за 2000 г. содержал полную и красноречивую характеристику положения с правами человека в Армении.