Узбекистан
Все ссылки по стране

Германия: Закирджон Алматов обвиняется в преступлениях против человечества

В Германии подан иск против министра внутренних дел Узбекистана

(Берлин, 15 декабря 2005 г.) - В понедельник в Германии несколько человек, переживших пытки в узбекской милиции и майскую бойню в Андижане, подали иск о возбуждении уголовного преследования в отношении министра внутренних дел Узбекистана Закирджона Алматова за преступления против человечества, сообщает Хьюман Райтс Вотч. В настоящее время Алматов находится в Германии на лечении.

"Это дело открывает уникальную возможность хоть в какой-то степени добиться правосудия за те ужасы, которые творились под началом Закирджона Алматова. В ситуации, когда пострадавшие не могли без риска для себя добиваться правосудия в Узбекистане, законодательство Германии дает им возможность искать справедливости в немецком суде".

Холли Картнер, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии

"Это дело открывает уникальную возможность хоть в какой-то степени добиться правосудия за те ужасы, которые творились под началом Закирджона Алматова, - говорит Холли Картнер, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - В ситуации, когда пострадавшие не могли без риска для себя добиваться правосудия в Узбекистане, законодательство Германии дает им возможность искать справедливости в немецком суде".

Законодательство Германии признает универсальную юрисдикцию по пыткам и преступлениям против человечества. Это означает, что немецкий суд может рассматривать такие дела и выносить приговор вне зависимости от места совершения преступлений и гражданской принадлежности подсудимых и пострадавших.

Пострадавшие от нарушений в Узбекистане ходатайствовали перед федеральным прокурором о возбуждении в отношении Алматова уголовного дела по трем пунктам: отдельные эпизоды пыток; пытки как преступление против человечества и андижанский расстрел как преступление против человечества (к таким преступлениям относятся, в частности, массовые или систематические преступления против гражданского населения, в том числе убийства и пытки).

Хьюман Райтс Вотч поддержала ходатайство, предоставив прокурору документы, подтверждающие заявления пострадавших. С середины 1990-х гг. Хьюман Райтс Вотч ведет обширную работу по документированию пыток в узбекской милиции при Алматове. Правозащитная организация также передала материалы о роли сил МВД в расстреле сотен мирных андижанцев в мае 2005 г.

Алматов обвиняется в пытках в местах досудебного содержания под стражей и в уголовно-исполнительных учреждениях, которые находятся в его непосредственном подчинении.

Хьюман Райтс Вотч отмечает, что теперь федеральному прокурору предстоит решить, возбуждать ли уголовное дело и давать ли ему ход.

"Факты на столе, - говорит Х.Картнер. - Если прокуратура подойдет к этим фактам с точки зрения закона, то Алматова в Германии ждет арест и суд".

Германия выступает одним из лидеров в том, что касается создания механизмов ответственности за преступления, которые признаются международным правом особо тяжкими. Правительство активно поддерживало создание Международного уголовного суда и включило в национальное законодательство положения Римского статута о международных преступлениях. Такая приверженность международному правосудию связана со стремлением Германии преодолеть свое прошлое и с признанием этой страной важности свершения правосудия над виновными в таких преступлениях, как массовые убийства, этнические чистки и изнасилование как средство ведения войны.

"Германия активно поддерживает Международный уголовный суд и его африканские расследования, - добавляет Х.Картнер. - В случае с Алматовым ей представилась возможность продемонстрировать свою принципиальность в рамках уже национальной судебной системы".

В 2002 г. спецдокладчик ООН по пыткам признал их "систематический" характер в Узбекистане. В милиции задержанных избивают дубинками, применяют к ним электрошок, подвешивают за запястья или за лодыжки, подвергают изнасилованию и сексуальному унижению, душат пластиковым пакетом или противогазом, а также угрожают физической расправой над родственниками.

Один из эпизодов, представленных Хьюман Райтс Вотч прокурору, связан со смертью в августе 2002 г. Музафара Авазова, которого погружали в кипяток в Джаслыкской колонии, находящейся в ведении МВД. Авазов был арестован за религиозный экстремизм.

Алматов также осуществлял командование войсками, которые несут основную долю ответственности за майский расстрел в Андижане, ставший самым кровавым днем в новейшей истории Узбекистана.

См. также:
  • Германия и ответственность за преступления против человечества в Узбекистане
  • Заметая следы. Ташкент переписывает историю андижанских событий
  • Свинцовый дождь. Андижанская бойня 13 мая
  • Оценка хода реформ в области борьбы с пытками
    Доклад Тео ван Бовена
  • Создавая образ врага
  • Узбекистан: случаи смерти от пыток в местах заключения
  • "И опять сплошной ад..." пытки в Узбекистане
  • Не оставляя свидетелей: кампания против правозащитников
  • 13 мая 2005 г. тысячи митингующих на центральной площади Андижана (за редким исключением - безоружных) было окружены и без предупреждения расстреляны войсками МВД и другими силами безопасности - счет убитых и раненых шел на сотни. Людей, пытавшихся выйти с площади, буквально выкашивало огнем правительственных войск и снайперов, размещенных на крышах близлежащих домов. Свидетели утверждают, что выжить можно было только чудом.

    Один из непосредственных участников событий, видевший, как вокруг него падали убитые, рассказывал Хьюман Райтс Вотч, что "шансов остаться живым почти не было". По его словам, на следующее утро милиционеры обходили тела: "Раненые есть?" Когда кто-то из уцелевших отзывался, его добивали одиночным выстрелом из пистолета с глушителем. Небольшой группе участников митинга удалось выйти из города и перебраться через границу в Киргизию, откуда они были впоследствии вывезены в безопасные условия.

    "Выжившим после андижанской бойни достало смелости, чтобы обнародовать свои воспоминания об этом страшном дне, - заявила Х.Картнер. - Они взывают к правосудию, и уж, как минимум, на справедливость они имеют право".