Узьекистан
Все ссылки по стране

18 августа 2004 г.

Президенту Республики Узбекистан
И.Каримову

Уважаемый господин Президент!

От лица Хьюман Райтс Вотч свидетельствую Вам свое уважение и выражаю признательность за направление нашему офису в Ташкенте официального заявления МИД Узбекистана в связи с начавшимся 26 июля процессом по делу группы лиц, обвиняемых в причастности к терактам и насилию в Узбекистане в марте-апреле с.г. Представители Хьюман Райтс Вотч присутствуют среди наблюдателей, с тем чтобы удостовериться в соответствии слушаний международным стандартам справедливого суда. В настоящем письме излагаются наши озабоченности в связи с соблюдением этих стандартов.

15 подсудимых обвиняются по 18 статьям УК РУ, в том числе в совершении убийства при отягчающих обстоятельствах, в терроризме, в религиозном экстремизме, в захвате оружия и боеприпасов разбойным путем, в изготовлении взрывчатых веществ, их ношении и хранении, а также в контрабанде. 1

Правительство Узбекистана вправе и обязано защищать своих граждан от терроризма и проводить расследования с целью выявления виновных и привлечения их к ответственности. При этом правительство должно отстаивать те самые принципы, на которые посягают террористы. Осуществляя уголовное преследование подозреваемых, правительство само должно придерживаться законности, в том числе в контексте своих международно-правовых обязательств. Международное право ни при каких обстоятельствах не допускает ограничения основных прав и свобод человека, даже в условиях чрезвычайной ситуации или по соображениям национальной безопасности. Эти права включают право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам, а также право на свободу мысли, совести и религии.

Как государство-участник Международного пакта о гражданских и политических правах, Узбекистан обязан соблюдать право на открытое и справедливое судебное разбирательство в соответствии с международными стандартами судопроизводства. Последние включают, но не ограничиваются, право на адекватную защиту, презумпцию невиновности, право не быть принуждаемым свидетельствовать против себя или признавать себя виновным, а также права, связанные с досудебным содержанием под стражей, такие как право доступ к адвокату и право не подвергаться пыткам и жестокому обращению.

Исходя из того, что мы наблюдали в период после весенних терактов и во время самого суда, Хьюман Райтс Вотч имеет серьезные основания опасаться несоблюдения на процессе указанных стандартов.

Слушания проводятся в открытом режиме, и нескольким независимым наблюдателям и журналистам, в том числе представителям Хьюман Райтс Вотч, было разрешено присутствовать в зале суда. Однако во многих случаях из-за административных барьеров на суд могли попасть ключевые лица. Решение о допуске наблюдателей на процесс принимается председательствующим по предварительному запросу, на который суд должен ответить в течение месяца со дня получения, поэтому на практике, задержав ответ, суд фактически может не допустить наблюдателей на слушания. На сегодняшний день такой ответ получил лишь один местный правозащитник.

Полное отсутствие в зале родственников кого-либо из 15 подсудимых дает основания опасаться того, что семьи не были проинформированы о начале суда и были фактически отстранены от процесса или запуганы. Один из родственников заявил Хьюман Райтс Вотч, что узнал о начале суда только из теленовостей. Другой родственник - женщина, также узнавшая о начале суда по телевидению, каждый день приходила в суд, но, по ее словам, охрана у входа отказывалась пропускать ее.

Процесс вызывает также серьезные вопросы относительно презумпции невиновности и права на защиту. Гарантированный международным правом принцип презумпции невиновности является стержневой процессуальной гарантией и относится как к предварительному следствию, так и к оценке доказательств в суде. Его действие прекращается только после того, как подсудимый будет признан виновным на слушаниях, которые должны хотя бы в минимальной степени соответствовать критериям справедливого суда и процессуальным стандартам. Правительство нарушило этот принцип, уже в первый день заявив в официальном документе Министерства иностранных дел о том, что следствием установлена вина фигурантов по всем пунктам.

Право не подвергаться принуждению свидетельствовать против себя или признавать свою вину призвано защитить обвиняемого от любой формы давления с целью принуждения к признанию. Любой суд должен исключить из дела любые признательные или иные показания, полученные с помощью пыток или другого давления. Спецдокладчик ООН недавно критиковал Узбекистан за "систематическую" практику пыток, однако на суде никто из подсудимых этот вопрос пока не поднимал. При этом обвинение построено исключительно на признательных показаниях, но защита пока не интересовалась обстоятельствами, при которых были сделаны эти признания. В такой ситуации обязанность установить обстоятельства получения признательных показаний ложится на судей и заседателей, с тем чтобы оценить как приемлемость их в качестве доказательств, так и их соответствие тем показаниям, которые подсудимые готовы дать в суде.

Защита подсудимых оставляет желать лучшего. В процессе участвуют назначенные адвокаты, однако они не проявляют активности ни в постановке вопросов, ни в отводе представленных обвинением доказательств. Хьюман Райтс Вотч обеспокоена тем, что такая позиция может быть связана с давней практикой давления властей на адвокатов, которые слишком активно защищают своих клиентов, - практикой, проявления которой Хьюман Райтс Вотч постоянно фиксирует в ходе своего мониторинга.

Один из последних примеров связан с адвокатом правозащитной организации "Эзгулик" Рухиддином Комиловым, среди клиентов которого есть несколько человек, обвиняемых в терроризме и других тяжких преступлениях, которые могут стать фигурантами будущих "террористических" процессов. Адвокат занял активную позицию, настаивая на своем максимально полном участии в предварительном следствии, насколько это предусмотрено законодательством, а также на доступе к подзащитным в предварительном заключении. 22 июля к нему домой, когда он и его жена отсутствовали, пришли трое неизвестных, которые стали расспрашивать его детей 7 и 14 лет, где работает их отец и чем он зарабатывает на жизнь. Комилов опасается, что это может быть началом попыток оказать на него давление, с тем чтобы он отказался от защиты.

В ближайшие месяцы могут последовать и другие судебные процессы в связи с событиями марта-апреля. Критически важно, чтобы они, равно как и нынешний суд, соответствовали международным процессуальным стандартам и действительно служили правосудию. Настоятельно призываем Вас принять все меры к тому, чтобы:

  • Обеспечить достаточную защиту всех адвокатов.
  • Допустить родственников подсудимых и независимых наблюдателей на все открытые заседания.
  • Обеспечить соблюдение презумпции невиновности.

Благодарю Вас за внимание к поднятым проблемам.

Искренне Ваша

Рейчел Денбер,
и.о. исполнительного директора
Отделения Хьюман Райтс Вотч
по Европе и Центральной Азии

Копия: генеральному прокурору Р.Кодирову


1Цит. по: "Информация о начале судебного процесса над организаторами и участниками терактов в марте-апреле 2004 г. в Ташкенте", 31 июля 2004 г.