Узбекистан: критикам затыкают рот
Диссидент избит в милиции, остается под стражей несмотря на проблемы со здоровьем
(Нью-Йорк, 26 февраля 2003 г.) – Узбекские власти должны немедленно освободить диссидента, который был избит в милиции и в настоящее время серьезно болен, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Правозащитная организация рассматривает этот случай в ряду целой серии шагов правоохранительных органов, направленных на подавление общественной критики в адрес правительства.
«Арест Бобожанова стал очередным проявлением того, что узбекские власти не терпят критики в свой адрес. Теперь эта нетерпимость ставит под угрозу жизнь человека».
|
Член оппозиционного движения «Бирлик» («Единство») Эргаш Бобожанов был арестован сотрудниками милиции 17 февраля 2003 г. у себя дома в Ферганской области: складывается впечатление, что власти возобновили репрессии против тех, кто выступает с публичной критикой в их адрес. По данным местных правозащитников, очевидцы сообщают о том, что при аресте Э.Бобожанов был избит. После этого он был доставлен в ферганский СИЗО №10, где ему было предъявлено обвинение в клевете.
Хьюман Райтс Вотч испытывает серьезную тревогу за здоровье Э.Бобожанова. Он уже достаточно пожилой человек, и после недельного пребывания в предварительном заключении стали поступать сообщения о серьезном ухудшении его состояния, выражающемся в постоянных судорогах и расстройстве речи. Утверждается, что он страдает диабетом и нарушениями сердечной деятельности.
«Арест Бобожанова стал очередным проявлением того, что узбекские власти не терпят критики в свой адрес, - заявила Элизабет Андерсен, исполнительный директор отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Теперь эта нетерпимость ставит под угрозу жизнь человека».
Обвинения против Э.Бобожанова – статья 139 УК (клевета), статья 125 (разглашение государственной тайны), статья 112 (угроза убийством) – связаны с публикацией им двух статей в киргизской газете «Res Publica» в 1999 и 2001 годах. Материалы, озаглавленные «Бюрократизация государственных служащих опасна для правительства» и «Требуют молиться за Ислама Каримова», содержали критику властей Узбекистана и поднимали вопросы коррупции в местных органах власти.
В мае 2002 г. в Узбекистане было объявлено о прекращении предварительной цензуры. Власти, однако, продолжают контролировать СМИ другими средствами, а сами средства массовой информации, чтобы не допускать появления критики в адрес правительства, активно практикуют самоцензуру.
«Некоторые рассчитывали, что отмена предварительной цензуры приведет к большему плюрализму в СМИ, - отмечает Э.Андерсен. – Но арест Бобожанова стал еще одним доказательством того, что неприятие властями критики только усиливается».
22 февраля в Ташкенте был задержан Олег Сарапулов – помощник независимого журналиста, публикующего свои материалы в Интернете. Его продержали в милиции двое суток, не давая возможности встретиться ни с адвокатом, ни с родственниками или близкими. О.Сарапулов сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч, что от него хотели получить информацию об имевшихся у него двух статьях с критикой узбекских властей и обвиняли в распространении этих материалов. Статьи, принадлежащие У.Хакназарову и размещенные на сайте centrasia.ru, получили широкую известность в Ташкенте в январе этого года за критический анализ внутренних механизмов функционирования узбекского правительства, включая межклановое соперничество и коррупцию. В настоящее время доступ к этому сайту с большинства узбекских провайдеров заблокирован.
По словам О.Сарапулова, сотрудники милиции подбросили ему листовки «Хизб-ут-Тахрир» – исламской организации, выступающей за восстановление халифата (исламского государства) в традиционно мусульманских областях, чья деятельность в Узбекистане запрещена. Он сообщил Хьюман Райтс Вотч, что начатое в отношении него следствие может завершиться уголовным делом о посягательстве на конституционный строй.
18 февраля за принадлежность к «Хизб-ут-Тахрир» был осужден на семь лет журналист Гайрат Мехлибоев, печатавшийся в нескольких узбекских газетах, в том числе в ведущем еженедельнике «Хуррият». Суд признал его виновным в посягательстве на конституционный строй (статья 159 УК), участии в религиозных организациях «экстремистского» характера (статьи 216 и 244-2) и в разжигании религиозной вражды (статья 156). В основу приговора была положена журналистская деятельность Г.Мехлибоева, в том числе одна из его статей в «Хуррият», якобы содержавшая идеи «Хизб-ут-Тахрир». Она была опубликована в апреле 2001 г., когда в Узбекистане еще действовала предварительная цензура, и публикация еженедельником материалов, противоречащих государственной политике в отношении несанкционированного ислама, представляется крайне маловероятной. На суде Г.Мехлибоев признал, что изучал доктрину «Хизб-ут-Тахрир», однако отрицал хранение у себя печатных материалов этой организации. Он также заявил, что в предварительном заключении подвергался избиениям.
«Не исключено, что приговор Мехлибоеву власти использовали как сигнал журналистам о том, что им и сегодня лучше не выходить за рамки», - заявила Э.Андерсен.
Текст статьи об Узбекистане директора офиса Хьюман Райтс Вотч в Лондоне С.Крошоу от 24 февраля см. http://www.hrw.org/editorials/2003/ebrd022403.htm
|