Узьекистан

Узбекистан: правительство заблокировало конференцию по проблеме смертной казни

Еще один пример невыполнения критериев ЕБРР

(Нью-Йорк, 6 декабря 2003 г.) – Узбекские власти не разрешили неправительственной группе провести в пятницу в Ташкенте конференцию по проблеме смертной казни, сообщила сегодня Хьюман Райтс Вотч.

«Правительство Узбекистана в очередной раз продемонстрировало свое враждебное отношение к неправительственным организациям. Власти снова препятствуют обсуждению важнейших вопросов прав человека».

Рейчел Денбер, и.о. исполнительного директора отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии

«Правительство Узбекистана в очередной раз продемонстрировало свое враждебное отношение к неправительственным организациям, - заявила Рейчел Денбер, и.о. исполнительного директора отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Власти снова препятствуют обсуждению важнейших вопросов прав человека».

5 декабря в Ташкенте местная НПО «Матери против смертной казни и пыток» планировала провести конференцию «Смертная казнь: анализ, тенденции и реальность». Спонсорами выступили ОБСЕ, посольство Великобритании и организация Freedom House. 3 декабря представитель гостиницы, где должно было проходить мероприятие, сообщил организаторам, что от правительства поступило прямое указание не предоставлять помещение.

4 декабря руководитель Национального центра по правам человека Республики Узбекистан (при президентской администрации) заявил НПО «Матери против смертной казни и пыток», что дальнейшие шаги по организации конференции запрещаются. МИД разъяснил дипломатическому корпусу, что проведение мероприятия невозможно, поскольку организаторы не имеют регистрации.

В 2002 г. НПО «Матери против смертной казни и пыток» было отказано в регистрации. В Министерстве юстиции этой НПО заявили, что не собираются регистрировать организацию с таким названием. В январе 2003 г. была подана новая заявка, теперь уже под другим названием – «Матери против преступлений против личности». По закону Минюст должен вынести решение в двухмесячный срок с даты обращения, однако до сегодняшнего дня никакого ответа из министерства не поступало.

Узбекистан давно известен своим нежеланием регистрировать независимые правозащитные организации и отношением к ним как к фактически незаконным. За исключением двух – Независимой организации по правам человека Узбекистана и «Эзгулика» (получили регистрацию в марте 2002 г. и марте 2003 г. соответственно) – все независимые национальные правозащитные группы по-прежнему находятся под запретом и открыты для притеснений со стороны властей. Каждая предыдущая регистрация предоставлялась только после настойчивого международного давления.

В принятой в марте этого года стратегии по Узбекистану Европейский банк реконструкции и развития установил для правительства три правозащитных критерия, один из которых – регистрация и беспрепятственная деятельность независимых НПО. На выполнение критериев Ташкенту был отведен годичный срок.

«К сожалению, последние события стали лишь очередным свидетельством невыполнения правозащитных критериев, сформулированных ЕБРР в начале года, - отмечает Р.Денбер. – Международное сообщество должно решительно и публично осудить этот вопиющий шаг узбекских властей и со всей ясностью довести до Ташкента, что такое поведение серьезно скажется на отношениях с Узбекистаном».

См. также
  • Узбекистан: отсутствие прогресса по критериям ЕБРР
  • Справка о развитии ситуации с правами человека в Узбекистане за июль-октябрь 2003 г.
  • Руководитель НПО «Матери против смертной казни и пыток» Тамара Чикунова была в числе многих узбекских активистов гражданского общества, которые участвовали в майском ежегодном собрании ЕБРР в Ташкенте и воспользовались развернувшимся на банковском форуме открыто критическим обсуждением неудовлетворительной практики узбекского правительства в области прав человека. На итоговой пресс-конференции президент ЕБРР Ж.Лемьер обещал не оставлять без последствий случаи притеснения местных групп со стороны властей, добавив, что «нам ничего не мешает делать это публично и держать вас в курсе».

    К 5 декабря в Ташкент прибыли по меньшей мере пять зарубежных участников конференции. Первый тревожный «звонок» прозвучал неделю назад, когда организаторов вынудили отказаться от первоначального места проведения – международного бизнес-центра. Тогда им сообщили, что помещение потребуется для крупного правительственного мероприятия.