УЗБЕКИСТАН

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница

Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Пресс-релиз от 17 ноября 2000 года

За дальнейшей информацией обращаться
В Нью-Йорке, Кассандра Кавано: 1(212) 216-1271
В Ташкенте, Акейша Шилдс: (998712) 56-02-53
В Брюсселе, Жан-Поль Мартоз: (322) 736-7838

ЗАОЧНЫЙ ПРИГОВОР УЗБЕКСКОЙ ОППОЗИЦИИ
Приговор последнего в серии показательных процессов объединяет мирную оппозицию с боевиками

(Нью-Йорк, 17 ноября 2000 г.) — Хьюман Райтс Вотч осудила сегодня решение Верховного суда Узбекистана, признавшего 12 человек (девять из них — заочно) виновными в терроризме и других государственных преступлениях. Живущий в эмиграции оппозиционный политик Мухаммад Солих и еще девять подсудимых получили по этим обвинениям длительные сроки лишения свободы, двум боевикам был вынесен смертный приговор.

М.Солих, возглавляющий партию "Эрк" (Свобода), живет в эмиграции с 1994 г., скрываясь от ареста. На президентских выборах 1991 г. он был единственным по-настоящему независимым кандидатом, бросившим вызов И.Каримову. Заочный суд противоречит международному праву, нормы которого требуют присутствия обвиняемого на слушании его дела в суде.

"Обвинения демократической оппозиции в насилии — это излюбленная тактика авторитарного режима в Узбекистане, — заявила Рейчел Денбер, и.о. исполнительного директора Отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. — Все эти показательные политические процессы являются лишь одной из составляющих вопиющей практики узбекских властей в области прав человека".

Государственные обвинители требовали для М.Солиха и девяти обвиняемых смертной казни, однако суд вынес неожиданно "мягкий" приговор — от 12 до 20 лет лишения свободы. По Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом 1999 г. Узбекистан обязался двигаться к отмене смертной казни и уважению прав человека. Тем не менее смертная казнь в республике по-прежнему сохраняется; ежегодно расстреливают осужденных, число которых не разглашается.

"Евросоюз и другие государства, в особенности США, должны со всей ясностью дать понять, что показательные политические процессы не могут заменить правосудие", — подчеркнула Р.Денбер. К высшей мере наказания были приговорены Тахир Юлдаш, отвечающий в так называемом Исламском движении Узбекистана за внешнюю информацию, и командир вооруженных формирований ИДУ Джума Намангани, оба — заочно. Боевики, которые присутствовали на скамье подсудимых, получили от 12 до 16 лет тюрьмы. Правительство Узбекистана заявило, что боевики ИДУ, ожесточенно сражавшиеся минувшим летом с узбекскими и киргизскими вооруженными силами, на деле являются террористами, ответственными за взрывы в Ташкенте в 1999 г., в результате которых погибло 16 человек. В сентябре нынешнего года администрация США включила ИДУ в свой список международных террористических организаций.

Государственным обвинителям не удалось представить в суде прямые доказательства или достаточные свидетельства того, что ИДУ или его руководство, отрицающее свою причастность к терактам, виновны в терроризме в Узбекистане. Вместо этого обвинение опиралось на признания и показания осужденных ранее; суды в Узбекистане пользуются печальной известностью за пристрастие к полученным под пыткой признаниям при вынесении приговоров по обвинению в терроризме и других преступлениях.

По сообщениям, во время процесса по всей республике проходили организованные государством митинги ненависти, призванные сформировать общественное мнение в пользу приговора. Трое братьев М.Солиха — Камил, Мухаммед и Рашид Бекджановы — в настоящее время отбывают сроки заключения от 10 до 15 лет по политически мотивированным обвинениям, став жертвами политики властей по арестам родственников тех, кого объявили "врагами государства".

Webmaster