УЗБЕКИСТАН

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница

Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Пресс-релиз от 18 ноября 1999 года

За дальнейшей информацией обращаться:
В Нью-Йорке, Рэйчел Денбер 1(212) 216-1266
В Ташкенте, Акейша Шилдс: 998(71) 130-6102

БРАТ ЛИДЕРА УЗБЕКСКОЙ ОППОЗИЦИИ ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ В ТЮРЕМНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ

(Нью-Йорк, 18 ноября 1999). — Комил Бекджанов, младший брат Мухаммада Солиха (находящегося в эмиграции лидера узбекской оппозиции), пропал без вести в государственной тюрьме, сообщает Хьюман Райтс Вотч. Его никто не видел и не слышал с 12 июля. В течение последних четырех месяцев члены семьи Бекджанова пытались получить о нем какое-либо известие и теперь серьезно опасаются за его физическую безопасность.

Вместе с находящейся в Ташкенте командой наблюдения за выборами от Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) и лидерами мировых держав, собравшимися на этой неделе на саммит ОБСЕ в Стамбуле, Хьюман Райтс Вотч призывает международное сообщество принудить Узбекистан соответствовать своим международным соглашениям в той их части, которая касается прав человека.

Представители Хьюман Райтс Вотч независимым путем собрали документальные свидетельства по целому ряду действий милиции за последнее полугодие: аресты, задержание и преследование членов семей активистов политических партий и подозреваемых в религиозном инакомыслии. Имеются также многочисленные заслуживающие доверия свидетельства того, что при арестах за политическую или религиозную принадлежность органы милиции широко применяют метод "подбрасывания" небольших количеств наркотиков или оружия.

В настоящее время Бекджанов отбывает десятилетний срок в тюремном заключении. Приговор суда основывался на сфабрикованном обвинении в незаконном хранении наркотиков и оружия, хотя сам суд был инспирирован политическими мотивами. Организация Хьюман Райтс Вотч глубоко убеждена, что Бекджанова арестовали и судили только за политическую деятельность его брата Мухаммада Солиха и большую значимость Солиха как главы оппозиционной политической партии "Эрк".

Холли Картнер, исполнительный директор Отделения Европы и Центральной Азии в организации Хьюман Райтс Вотч, так прокомментировала сложившуюся ситуацию: "Правительство Узбекистана заявляет о своей готовности к проведению свободных и справедливых выборов, но в то же время сажает в тюрьму родственников деятелей оппозиции и перекрывает возможность доступа к ним и информации о них. Достичь демократии таким путем невозможно".

По имеющимся данным, 18 июля Бекджанова перевели из тюрьмы в Ургенче, однако никому из его близких не сообщили о месте его нынешнего пребывания. Его родственники ездили по тюрьмам с целью самостоятельно выяснить местонахождение Бекджанова, однако эти попытки не принесли результата. Как тюремные власти, так и региональная прокуратура отказываются ответить на их запросы.

На президентских выборах 1991 года Солих был единственным кандидатом, который мог выступить против президента Ислама Каримова. В 1994 году Солих был вынужден покинуть страну, спасаясь от ареста по сфабрикованному уголовному делу. Последним выдвинутым против него обвинением стало ничем не подтвержденное заявление правительства Каримова о причастности Солиха к организации серии взрывов в Ташкенте 16 февраля. Солих категорически отверг это обвинение.

Состоявшийся в августе суд с явной политической направленностью, на котором среди шести подсудимых были двое других братьев Солиха, Рашид и Мухаммад Бекджановы, поднял тревогу в международном сообществе. Несмотря на показания подсудимых о пытках и истязаниях, применявшихся к ним во время допросов в милиции с целью заставить их подписать заявления с признанием своей вины, председательствовавший судья проигнорировал эти и другие достаточные для оправдания свидетельства подсудимых, и приговорил всех шестерых к длительным срокам тюремного заключения.

Комил Бекджанов (47 лет) был впервые задержан милицией 19 февраля 1999 года в Хорезме (западный Узбекистан), где его непрерывно допрашивали в течение трех дней. По имеющимся сведениям, вопросы касались исключительно деятельности его брата Солиха. Также имеются сведения, что сотрудники милиции обещали выпустить Бекджанова и оставить его в покое в том случае, если его брат вернется в Узбекистан и займет его место. 22 февраля Бекджанова временно выпустили из милиции, а затем снова арестовали его 31 марта. Имеются данные, что во время задержания в машину Бекджанова были подложены опиум и пистолет для придания аресту видимости законности. Бекджанов, работавший фермером в Хорезме и не принимавший участия в политической деятельности, отрицал обвинения в хранении наркотиков и оружия. Суд над Бекджановым продолжался три дня, при этом адвокат Бекджанова не был допущен на судебные заседания. 31 мая 1999 года председательствующий судья Азад Каримов приговорил Бекджанова к десяти годам тюремного заключения.

Органы милиции Узбекистана арестовывают как членов семей независимых исламских лидеров, так и родственников активистов политических партий. В течение лета в тюрьму попали младший брат, дядя и зять независимого имама Обидхона-кори Назарова. Абдумалик Назаров, самый младший из братьев имама, был приговорен ранее, в апреле 1998 года, по сфабрикованному обвинению в хранении нелегальных наркотиков. По имеющимся сведениям, его также можно считать пропавшим без вести в тюремном заключении — с конца мая 1999 года его никто не видел. Самого имама Назарова последний раз видели 5 марта 1998 года.

Webmaster