ТУРКМЕНИСТАН

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница

Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Пресс-релиз от 14 сентября 1999 года

ВЛАСТИ ТУРКМЕНИСТАНА ДОЛЖНЫ ОТВЕТИТЬ ЗА СМЕРТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕННОГО

Нью-Йорк, 14 сентября 1999 года. — Хьюман Райтс Вотч обратилась сегодня с призывом к правительству Туркменистана провести полное расследование обстоятельств смерти политического заключенного Хошалы Гараева. Гараев, которому было 37 лет, скончался при вызывающих подозрения обстоятельствах в тюрьме города Туркменбаши на западе Туркменистана. Туркменские официальные лица утверждают, что вечером в четверг после якобы произошедшей драки с другими заключенными тюремные власти перевели Гараева в камеру одиночного заключения. В пятницу утром его обнаружили мертвым, якобы в результате повешения.

У Гараева осталась жена Сона Баллыева и трое маленьких детей. Г-жа Баллыева отвергает утверждения властей о том, что Гараев совершил самоубийство, оттого что его перевели в одиночную камеру. Она сообщила Хьюман Райтс Вотч, что Гараев "большую часть отбытого срока провел в одиночной камере. Во время последнего свидания .. 8 июня...он был физически и психически здоров, подбадривал меня, говорил, что попадет под ... амнистию, объявленную президентом Туркменистана, и что Новый год встретит в кругу семьи. К тому же 6 сентября с.г. мои родственники получили от него письмо, в котором он сообщал, что жив-здоров, что... в декабре будет с нами дома."

"Гараев был политическим заключенным, который, прежде всего, никогда не должен был быть в тюрьме, — заявила Холли Картнер, исполнительный директор Отдела Европы и Центральной Азии Хьюман Райтс Вотч. — Правительство Туркменистана совершило вопиющий акт, поместив его в тюрьму, а его неожиданная смерть является еще более вопиющей".

Гараев был связан с бывшим министром иностранных дел Туркменистана Авды Кулиевым, который был главным соперником президента Сапурмурада Ниязова и в настоящее время живет в изгнании. В 1994 году туркменские силы безопасности арестовали Гараева, являющегося гражданином России, в Узбекистане. Его привезли в Туркменистан без формальной процедуры выдачи. В 1995 году туркменский суд приговорил его и Мухамметкули Аймурадова соответственно к 12 и 15 годам исправительных работ в колонии строгого режима по сфабрикованным обвинениям в "заговоре с целью насильственного захвата власти и насильственного изменения конституционного строя". По имеющимся сведениям, в ходе следствия туркменские власти чрезвычайно жестоко обращались с Гараевым и Аймурадовым, препятствовали их встречам со своими адвокатами, а также изучению дела и опросам свидетелей обвинения.

В ноябре 1998 года правительство Туркменистана выдвинуло против Гараева и Аймурадова новые обвинения, в том числе в заговоре с целью убийства президента. Как утверждают, эти новые обвинения стали следствием инцидента в тюрьме, во время которого должностные лица ложно сообщили Гараеву о смерти его младшего сына, спровоцировав Гараева на нападение на тюремных охранников в припадке ярости. После того как громкие протесты международной общественности подчеркнули всю абсурдность обвинений в покушении, суд приговорил Гараева к 10 дополнительным годам тюремного заключения по обвинению в попытке к бегству.

"У правительства Туркменистана плохо обстоят дела с истиной, — заявила Картнер. — Оно с самого начала сфабриковало нелепые обвинения против Гараева. У нас нет оснований верить его версии обстоятельств смерти Гараева".

Webmaster