Россия: неуставные отношения нарушают права человека
Военные и гражданские власти не принимают мер по борьбе с "дедовщиной"
(Москва, 20 октября 2004 г.) - Сотни тысяч российских призывников в первый год службы становятся жертвами жестокого произвола со стороны старослужащих, говорится в публикуемом сегодня докладе Хьюман Райтс Вотч.
"Результаты исследований Хьюман Райтс Вотч свидетельствуют о том, что с неуставными отношениями можно вполне успешно бороться. Российскому правительству пора положить конец вопиющему произволу в армейской среде".
|
80-страничный доклад "Неуставные отношения в российской армии: анализ и пути решения проблемы" посвящен серьезным нарушениям прав человека в связи с так называемой "дедовщиной", в результате которых каждый год десятки молодых солдат погибают, а несколько тысяч получают тяжелые физические или психические травмы, последствия которых у многих остаются на долгие годы. Сотни солдат-первогодков совершают самоубийство или пытаются покончить с собой, тысячи оставляют часть.
В российских вооруженных силах сложилась устойчивая практика, когда старослужащие на целый год фактически превращают молодой призыв в крепостных, жестоко наказывая за малейшее отступление от уставных требований и неуставных "традиций" и беспричинно издеваясь над первогодками. Такая ситуация прямо противоречит уставам, однако ни офицерский корпус, ни российское правительство не принимают эффективных мер по борьбе с неуставными проявлениями.
"Результаты исследований Хьюман Райтс Вотч свидетельствуют о том, что с неуставными отношениями можно вполне успешно бороться, - говорит Дидерик Лохман, старший научный сотрудник Отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии, которому принадлежит авторство доклада. - Российскому правительству пора положить конец вопиющему произволу в армейской среде".
Доклад основан на материалах трехлетних исследований в семи регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Новосибирске, Челябинске и Волгограде. Нами было взято более ста интервью у солдат-срочников, их родителей, должностных лиц, адвокатов, специалистов из неправительственных организаций и тех, кто уже отслужил срочную службу. Наши собеседники проходили службу в более 50 воинских частей, расположенных в более 25 из 89 субъектов Российской Федерации.
"Дедовщина" тесно связана с циклическим воздаянием, отмечает Д.Лохман. Пережив первый год, военнослужащие срочной службы получают "право" на "компенсацию", и начинают точно также издеваться над очередным молодым призывом.
В течение всего первого года службы новобранцы живут под страхом подвергнуться насилию за невыполнение бесконечных "приказов" старослужащих (вычистить обувь, достать продукты или алкоголь и т.п.) Невыполнение влечет за собой жестокие побои или другие физические наказания, которые обычно происходят после отбоя в отсутствие офицеров.
Подавляющее большинство командиров и начальников предпочитают не замечать неуставных проявлений или даже поощряют "дедовщину", видя в ней эффективное средство поддержания дисциплины. Во многих частях предусмотренные уставом механизмы предупреждения нарушений сводятся к пустой формальности.
Существование благополучных и неблагополучных с точки зрения наличия "дедовщины" частей позволяет сделать вывод о том, что при наличии заинтересованного отношения со стороны офицерского состава с неуставными отношениями можно вполне успешно бороться. По словам наших собеседников, служивших в благополучных частях, их командиры последовательно доводили до подчиненных понимание недопустимости неуставных отношений, поддерживали контакт с солдатской средой, неукоснительно следовали уставам и решительно пресекали малейшие неуставные проявления.
Несмотря на то, что "дедовщина" и ее последствия уже многие годы находятся в фокусе общественного внимания, правительство занимает пассивную позицию. Вместо того чтобы недвусмысленно и публично поставить вопрос о недопустимости нарушений, государственные чиновники в своих многочисленных выступлениях о военной реформе обычно обходят эту проблему стороной. Правительством до сих пор не принята комплексная программа борьбы с неуставными отношениями и обеспечения реальной ответственности за нарушения в армейской среде.
"Безразличное отношение властей к проблеме "дедовщины" поражает, - говорит Д.Лохман. - Как может страна, которая уделяет столько внимания своему военному потенциалу, игнорировать практику, прямо подрывающую боеспособность ее вооруженных сил?"
Жуткие истории о "дедовщине" каждый год заставляют десятки тысяч российских семей всеми правдами и неправдами "спасать" сыновей от армии. Поскольку наибольшими возможностями для этого обладают представители состоятельных и образованных слоев общества, призывной контингент все более формируется за счет выходцев из социально отсталых и малообеспеченных групп населения и все большее число новобранцев к моменту призыва страдают от недоедания, заболеваний, алкоголизма или наркозависимости. Физические и моральные издевательства, а также недостаточное питание и неадекватное медицинское обслуживание, с которыми молодые люди сталкиваются на службе, отнюдь не способствуют воспитанию у них высокого боевого духа.
Хьюман Райтс Вотч призвала российское правительство создать рабочую группу по разработке и реализации комплексной программы борьбы с неуставными отношениями. Правозащитная организация также предлагает ввести пост уполномоченного по правам военнослужащих при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
|