РОССИЯ

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница

Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

Пресс-релиз от 20 января 2000 года

За дальнейшей информацией обращаться
В Назрани, Питер Бокэрт: (901) 497-9071
В Нью-Йорке, Рэйчел Денбер: 1(212) 216-1266
В Брюсселе, Лотте Лейхт: (322) 732-2009

ЧЕЧНЯ: ПЕРВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ИЗНАСИЛОВАНИЯХ

(Назрань, 20 января 2000 г.) — Сегодня Хьюман Райтс Вотч обвинила российских военнослужащих в изнасилованиях чеченских женщин в контролируемых федеральными силами районах Чечни.

Членами исследовательской группы Хьюман Райтс Вотч в Ингушетии получены свидетельства нескольких чеченских беженцев, которые видели тела пострадавших или разговаривали с женщинами, подвергшимися изнасилованию.

"Изнасилование является военным преступлением, и заявления о такого рода случаях в Чечне — это очень серьезно", — заявила Риган Ральф, исполнительный директор Отделения Хьюман Райтс Вотч по правам женщин, подчеркнув, что по международным нормам каждый отдельный случай изнасилования может рассматриваться как военное преступление.

По словам "Малики" (имя изменено), 19 декабря 1999 г. российские солдаты изнасиловали и убили ее соседку, 23-летнюю "Фиру" (имя изменено). Обе они жили в Шали. Малика сказала, что Фира была "очень красивая", на пятом или шестом месяце беременности. Она сообщила, что вместе с Фирой солдаты также убили ее свекровь "Розет" (имя изменено), около 60 лет.

Как рассказала Малика, она и другие соседи слышали в их доме отчаянные крики и выстрелы, а потом они обнаружили их тела. Хьюман Райтс Вотч располагает фамилиями жертв и свидетелей, однако по просьбе Малики не раскрывает их.

Малика принимала участие в обмывании тел погибших перед похоронами; она описывает состояние беременной Фиры:

Груди были в темных синяках. На плече был странный квадратный синяк. И у печени тоже были. На шее — следы от зубов, и на губах, как будто ее кто-то кусал. С правой стороны головы у нее была маленькая дырочка [от пули], а с левой — большая рана.

Чеченские жители, хоронившие Фиру, не имели возможности провести судебно-медицинскую экспертизу, однако расположение и характер повреждений позволяют с большой долей уверенности предполагать насильственные действия на сексуальной почве.

У Розет (свекрови Фиры) имелись огнестрельные ранения грудной области.

Хьюман Райтс Вотч располагает аналогичными свидетельствами и по Алхан-Юрту, в котором в середине декабря имели место случаи внесудебных расправ, мародерства и другие серьезные нарушения со стороны российских военнослужащих (см. письмо Хьюман Райтс Вотч на имя Председателя правительства России В.В.Путина от 28 декабря 1999 г.). 32-летняя "Зейнаб" (имя изменено) из Алхан-Юрта сообщила представителям Хьюман Райтс Вотч имена двух женщин, которые рассказывали ей, что в начале декабря были изнасилованы российскими солдатами. Одна — 25 лет, замужем; вторая — 20 лет, незамужняя, близкая знакомая Зейнаб. По словам последней, после изнасилования родственники собирались отправить младшую на лечение в Казахстан.

Зейнаб рассказала, что солдаты часто были пьяными и требовали от жителей водку и молодых женщин, говоря: "У нас давно не было женщин, нам надо". Она не исключает, что случаев изнасилования было больше, "но даже если это так, люди не станут говорить об этом".

Другая женщина из Алхан-Юрта в отдельном интервью представителям Хьюман Райтс Вотч рассказала об аналогичных случаях. По мнению 55-летней "Заман" (имя изменено), жертвами изнасилования стали пять или шесть женщин, "в том числе одна пожилая, вроде меня. Солдаты приходили в подвал ночью, в 2-3 часа. Кто-то из них караулил, наставив автоматы [на людей в подвале], а другие насиловали". Заман сказала, что многие отказываются говорить об изнасиловании: "Много женщин изнасиловали, но наши люди не будут говорить об этом — им еще выходить замуж."

Заман плакала, когда рассказывала об ухищрениях, к которым приходилось прибегать ей и ее соседям, чтобы уберечь молодых дочерей:

С нами в подвале были пять девушек: три мои дочери — 26, 20 и 12 лет и девочки наших соседей — 18 и 19 лет. Во дворе у конюшни мы вырыли яму. Поставили трубу [для доступа воздуха], засыпали сверху землей, и девочки там сидели в яме. Солдаты заходили, спрашивали: "Где девки, нам надо по три каждому". Так что мы держали девочек в яме.

Они провели в этой яме несколько дней. Третий свидетель из Алхан-Юрта, 40-летняя "Султан" (имя изменено), также рассказала представителям Хьюман Райтс Вотч об одном из случаев изнасилования: "Несколько контрактников изнасиловали женщину из нашей деревни. Это дикость какая-то. Ее семья живет у кладбища, в той части села людей почти не осталось. Они [солдаты] выволокли ее мужа на улицу, а потом изнасиловали ее. Эта женщина немолодая, ей 42 или 43 года. Я знаю, как ее зовут, но наши обычаи не позволяют называть ее".

Сообщения об изнасилованиях начинают поступать, несмотря на жесткий запрет чеченскими обычаями огласки случаев сексуального надругательства. Отношения между мужчинами и женщинами в Чечне строго регламентированы исламскими и национальными традициями, и неподобающее поведение влечет суровое наказание, часто с применением физической силы. Незамужние женщины, подвергшиеся изнасилованию, имеют мало шансов выйти замуж, а замужним грозит развод. Все эти факторы затрудняют документальную фиксацию изнасилований и сексуальных домогательств в Чечне и дают основания полагать, что таких случаев там в действительности больше, чем известно.

"Женщинам, которые были изнасилованы, в чеченском обществе грозят суровые последствия, помимо полученных ими при этом душевных и психических травм, — отметила Р.Ральф. — Сам факт обсуждения чеченцами этих вопросов с посторонними говорит о степени их обеспокоенности происходящим".

Протокол II к Женевским конвенциям рассматривает изнасилование как военное преступление, запрещая в Статье 4 (Основные гарантии) "в любое время и в любом месте ... надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме". За последние годы Международные трибуналы, созданные после войн в Руанде (МТР) и в бывшей Югославии (МТБЮ), вынесли обвинительные заключения и приговоры в отношении нескольких лиц за изнасилование как военное преступление.

Webmaster