Киргизия

7 октября 2003 г.

Президенту Киргизской Республики
А.Акаеву

Уважаемый господин Президент!

Мы обращаемся к Вам с выражением самой серьезной обеспокоенности в связи с последними действиями правительства в отношении ведущих киргизских правозащитников и активистов гражданского общества.

Хьюман Райтс Вотч занимается вопросами состояния основных гражданских и политических прав в Центральной Азии с начала 1990-х годов. Последняя по времени исследовательская миссия в Киргизию в мае 2003 г. была посвящена оценке ситуации с правами человека в республике, в том числе с теми, которые прямо связаны с формированием гражданского общества.

В контексте общей системы действий властей, препятствующих становлению гражданского общества, мы рассматриваем два недавних события.

К ним относятся, во-первых, попытки Министерства юстиции отказать в перерегистрации ключевой неправительственной организации (НПО) за гражданские права и, во-вторых, лишение Минюстом регистрации ведущей правозащитной группы в пользу ее нового альтернативного руководства.

Коалиция «За демократию и гражданское общество»

Хьюман Райтс Вотч приветствует решение Минюста от 3 октября с.г. о перерегистрации Коалиции НПО «За демократию и гражданское общество». Мы, однако, по-прежнему обеспокоены размытостью конституционного положения, на основании которого Минюст ранее отказывал упомянутой НПО в перерегистрации.

Коалиция «За демократию и гражданское общество» - это весьма авторитетная неправительственная организация, занимающаяся вопросами мониторинга выборов и распространения знаний о гражданском обществе. Как в Киргизии, так и в мире эта НПО пользуется репутацией единственной в своем роде. Она была создана в 1998 г. и имеет отделения в семи областях республики. Коалиция «За демократию и гражданское общество» активно занимается мониторингом референдумов и выборов: так, на президентские выборы 2000 г. она смогла выставить 2,5 тыс. наблюдателей. Честные и сбалансированные сообщения этой НПО уже давно вызывают безусловное доверие международного сообщества.

Как Вам известно, в 2003 г. Коалиция «За демократию и гражданское общество» трижды подавала в Минюст документы на перерегистрацию и неизменно получала отказ. Первая заявка была подана в середине июля после того, как в устав НПО были внесены некоторые изменения, в частности в уставные задачи был добавлен отдельный пункт о содействии развитию «парламентаризма» в интересах повышения авторитета парламента и информирования граждан о его роли в демократической системе. Были также внесены технические поправки, уточнявшие права и обязанности членов группы, полномочия совета директоров и порядок созыва внеочередных общих собраний.

При первом отказе Коалиции «За демократию и гражданское общество» в перерегистрации Минюст сослался на то, что устав с внесенными изменениями противоречит статье 8 новой редакции Конституции, принятой на референдуме в феврале 2003 г. Как Вам известно, Коалиция выступала с резкой критикой этого референдума. Серьезные вопросы относительно процесса изменения Конституции и проведения референдума высказывались и международными организациями, в том числе Национальным демократическим институтом.

В нынешнем виде статья 8 Конституции гласит: «В Кыргызской Республике не допускается … деятельность иностранных политических партий, общественных и религиозных организаций, их представительств и филиалов, преследующих политические цели …». Данное положение обычно рассматривается как применимое к иностранным, но не к местным организациям. Формулировка о «преследовании политических целей» в обычной ситуации представляется подразумевающей стремление к достижению политической власти, в частности в государственных органах, и, как правило, не трактуется как запрет любых действий, которые могут быть так или иначе связаны с политикой (например, письменное обращение к должностному лицу или мониторинг выборов). Комментарий Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по итогам референдума отражает общее мнение о том, что данное конституционное положение призвано ограничить деятельность иностранных субъектов. ОБСЕ даже выразила свою озабоченность в связи с тем, что принятая формулировка оставляет открытой возможность использования закона для ограничения деятельности зарубежных неправительственных организаций. В своем докладе в марте 2003 г. ОБСЕ отнесла к числу проблемных вопросов в связи с новой редакцией Конституции и «неявный запрет на ‘преследование политических целей’ иностранными неправительственными организациями, чреватый их отсечением от мониторинга ситуации на местах или от взаимодействия с местными правозащитными группами». В своей оценке ОБСЕ акцентирует внимание на опасности ограничения деятельности иностранных НПО. Представляется, однако, что Министерство юстиции попыталось пойти еще дальше и применить конституционный запрет к национальной организации.

Конституционный запрет НПО, «преследующих политические цели», вызывает тревогу, поскольку расплывчатость его формулировки позволяет трактовать его как запрет таких правомерных и неотъемлемых аспектов деятельности гражданского общества, как мониторинг выборов и содействие демократии. Именно такое толкование и было применено Минюстом в отношении Коалиции «За демократию и гражданское общество».

Наша озабоченность отчасти связана с позицией самого Минюста, выраженной им в переписке с Коалицией. В письме от 4 августа 2003 г. Минюст предлагает Коалиции «привести текст Устава в соответствие с действующим законодательством, в частности со ст. 8 Конституции, которая не допускает деятельность общественных организаций, преследующих политические цели».

Как утверждают в Коалиции «За демократию и гражданское общество», на этом основании Минюст потребовал «уточнить и конкретизировать» уставные задачи НПО, в особенности в части «содействия формированию честной, справедливой, прозрачной и демократической избирательной системы». Минюст также предложил развернуть содержащуюся в уставе НПО формулировку об участии общественности в демократизации государственного управления на местном, областном и национальном уровнях. Сомнения у Минюста вызвала и заявленная Коалицией приверженность активному представительству и отстаиванию интересов гражданского общества и неправительственного сектора на национальной и международной арене.

Хьюман Райтс Вотч рассматривает данный случай применения Минюстом статьи 8 Конституции как попытку ликвидировать наиболее авторитетную независимую национальную организацию в области мониторинга выборов. Нам представляется, что ответ Министерства юстиции отражает подозрительное отношение правительства к распространению знаний о гражданских правах и сопротивление властей формированию атмосферы прозрачности, контроля и подотчетности.

Претензии Минюста к Коалиции «За демократию и гражданское общество» вышеизложенным не ограничились. В письме от 17 сентября Минюст указывал на то, что аренда помещений Коалиции не была надлежащим образом зарегистрирована. НПО, со своей стороны, заявила, что этот вопрос лишь в отдельных случаях возникает при регистрации и не должен служить основанием для отказа в ее возобновлении. Минюст также утверждал, что представленные Коалицией списки членов были неполными - только по состоянию на октябрь 2002 г. Насколько нам известно, списки членов были составлены по состоянию на июль 2003 г., т.е. на момент подачи заявки на перерегистрацию.

Нашу озабоченность вызывают также попытки властей запугать членов Коалиции «За демократию и гражданское общество», которые в ряде случаев преследовали цель побудить людей к выходу из этой неправительственной организации. В некоторых областях должностные лица Минюста по телефону обзванивали членов Коалиции, с тем чтобы проверить их принадлежность к НПО. По меньшей мере в одном регионе работники Минюста пошли на беспрецедентный шаг – обход членов Коалиции по месту жительства. В Нарынской области, как сообщают, представители Минюста не только проверяли членство в Коалиции, но и предлагали людям официально объяснить мотивы вступления. По сведениям, 30 сентября 2003 г. чиновники из Минюста с гордостью говорили одному из представителей руководства Коалиции, что они располагают заявлениями пяти человек о выходе из этой НПО.

Вышеописанные действия самым серьезным образом нарушают право на свободу ассоциаций. Коалиция «За демократию и гражданское общество» обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность действий работников Минюста, и Хьюман Райтс Вотч поддерживает это обращение.

Последние действия Министерства юстиции лежат в русле тактики, использовавшейся правоохранительными органами против Коалиции «За демократию и гражданское общество» и других НПО во время подготовки к конституционному референдуму в начале 2003 г. В тот период Хьюман Райтс Вотч были документально зафиксированы многочисленные обращения по фактам притеснений и запугиваний со стороны силовых структур. В частности, сотрудниками милиции и Службы национальной безопасности (СНБ) оказывалось давление на активистов НПО, подписывавших обращения против проекта новой редакции Конституции, с тем чтобы они отозвали свои подписи и дезавуировали критику. В мае один из активистов Коалиции на юге республики рассказывал представителю Хьюман Райтс Вотч: «Мы отправили письмо Акаеву [накануне референдума], и людей стали вызывать в СНБ, говорили им, чтобы они сказали, что это за них кто-то подписывал». В ряде случаев в результате давления со стороны правоохранительных органов люди отказывались от своих убеждений.

Киргизский комитет по правам человека (ККПЧ)

24 сентября Министерство юстиции перерегистрировало ККПЧ с составом руководства, который, как утверждают, не избирался ни правлением, ни членами ККПЧ. В результате перерегистрации на альтернативное руководство были фактически лишены легального статуса избранный председатель ККПЧ и члены этой неправительственной организации.

ККПЧ - это независимая правозащитная группа, созданная в 1996 г. (председатель – Рамазан Дырыладев). Среди международных организаций и правительств всего мира ККПЧ считается надежным источником информации о состоянии основных гражданских и политических прав в Киргизской Республике.

11 мая 2003 г. Р.Дырылдаев был переизбран председателем ККПЧ на следующий 5-летний срок. 13 августа с.г. Министерство юстиции предложило ККПЧ подать заявку на перерегистрацию в связи, в том числе, с изменениями в Конституции после февральского референдума. Руководство ККПЧ, со своей стороны, в письменной форме информировало Минюст о том, что не усматривает для требования о перерегистрации правовых оснований. 25 августа несколько бывших членов ККПЧ провели конференцию, по итогам которой объявили себя новым правлением ККПЧ. Результаты этой конференции были признаны Минюстом, который не замедлил перерегистрировать ККПЧ с новым правлением. Об этом официально сообщается в письме заместителя министра юстиции Алымбаева от 24 сентября.

Такой маневр властей вызвал обеспокоенность со стороны ряда международных организаций. Всемирная организация против пыток (ОМСТ) заявила, что действия Минюста преследуют цель заставить замолчать независимую организацию. Международная Хельсинкская федерация назвала зарегистрированное в сентябре руководство «эрзац-комитетом». Спецпредставитель Генерального секретаря ООН по правозащитникам Х.Джилани, как сообщалось, выражала озабоченность событиями вокруг ККПЧ на международной конференции правозащитников в Дублине, Ирландия. В августе 2001 г. спецпредставитель побывала в Киргизии для ознакомления с условиями работы местных правозащитников.

Ранее Хьюман Райтс Вотч уже обращала внимание на попытки властей дискредитировать ККПЧ и заставить замолчать эту организацию. В 1998 г. мы обращались к Вам по поводу отмены регистрации ККПЧ. В апреле 1999 г. нами были документально зафиксированы события, связанные с перерегистрацией ККПЧ под альтернативным и нелегитимным руководством. Впоследствии мы приветствовали решение Минюста о восстановлении регистрации первоначального ККПЧ.

Сегодня Хьюман Райтс Вотч с глубокой тревогой наблюдает за очередным случаем явного манипулирования Минюстом регистрационными процедурами. Мы опасаемся, что эти шаги могли изначально преследовать цель заглушить критику и организовать подмену легитимного руководства ККПЧ.

Хьюман Райтс Вотч имеет честь призвать Вас использовать Ваши полномочия для снятия проблем с регистрацией, с которыми столкнулся Киргизский комитет по правам человека. Мы приветствуем перерегистрацию Коалиции «За демократию и гражданское общество» и настоятельно призываем Вас принять меры по недопущению в будущем препятствования в регистрации законным неправительственным организациям. В частности, мы просили бы Вас разъяснить параметры запрета, изложенного в статье 8 Конституции Киргизской Республики. Наконец, мы просим Генеральную прокуратуру провести проверку возможных нарушений законности в действиях работников Министерства юстиции, требовавших объяснений от членов Коалиции.

Хьюман Райтс Вотч также рассчитывает на Ваше содействие в обеспечении единого и непредвзятого порядка регистрации для неправительственных организаций в Киргизской Республике. Мы рекомендуем провести независимую проверку сентябрьской перерегистрации ККПЧ, с тем чтобы установить правомочность этого решения.

Мы ценим продолжающийся диалог с Вами по ситуации с правами человека в Киргизии и надеемся на скорый ответ. Благодарю Вас за внимание.

Искренне Ваша

Рейчел Денбер,
и.о. исполнительного директора
отделения по Европе и Центральной Азии