Узбекистан: мишенью репрессий становятся женщины из числа независимых мусульман
(Ташкент, 13 апреля 2004 г.) - После недавних терактов в Узбекистане произвольным задержаниям и притеснениям подверглись десятки женщин из числа независимых мусульман, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Многие содержатся в полной изоляции, подвергаясь серьезному риску пыток. Последние аресты свидетельствуют о расширении охвата кампании репрессий, которая ведется властями Узбекистана против мирных независимых мусульман, чья религиозная практика лежит вне рамок официальных религиозных институтов.
"Узбекские власти используют недавние теракты в Ташкенте как предлог для оправдания репрессий против женщин из числа независимых мусульман".
|
За последние две недели Хьюман Райтс Вотч зафиксировано 40 случаев произвольного задержания независимых мусульман, в том числе 13 женщин, многие из которых являются родственницами осужденных за ненасильственные религиозные убеждения или практику. Пятеро задержанных в ходе недавних милицейских облав являются несовершеннолетними. Судя по сообщениям, поступающим из всех областей от местных правозащитных групп, число арестованных за последнее время независимых мусульман, в том числе женщин, может доходить до нескольких сотен человек. Десятки женщин из числа независимых мусульман подверглись притеснениям и запугиваниям со стороны правоохранительных органов.
"Узбекские власти используют недавние теракты в Ташкенте как предлог для оправдания репрессий против женщин из числа независимых мусульман", - говорит Рейчел Денбер, и.о. исполнительного директора Отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии.
В результате серии терактов в конце марта - начале апреля (в том числе, как утверждается, с участием нескольких смертниц в Ташкенте) погибло, по оценкам, 47 человек. Тем женщинам, которые были задержаны в последнее время, обвинение в причастности к терактам или другим актам насилия не предъявляется, в большинстве случаев официальное обвинение вообще отсутствует.
В одном из описываемых ниже случаев сотрудники милиции избили задержанную и угрожали ей изнасилованием. Местонахождение нескольких других остается неизвестным.
"Мы обеспокоены тем, что правительство Узбекистана пользуется случаем, чтобы расширить охват репрессий против религиозных инакомыслящих, которые не имеют явного отношения к терактам", - заявила Р.Денбер.
Хьюман Райтс Вотч собрана информация по нескольким случаям, которые дают основания предполагать, что силовым структурам был дан карт-бланш на применение к женщинам самых жестких методов:
Хамида Карбаева
Хамида Карбаева была арестована сотрудниками в штатском у себя дома в Ташкенте в 16.00 часов 3 апреля. По словам сотрудников, они пришли за мужем Карбаевой, однако не найдя того дома, забрали жену. Карбаеву доставили в незнакомое место, предположительно - в СНБ, несколько часов допрашивали о ее религиозных убеждениях, допускали оскорбительные высказывания в связи с ношением ей хиджаба, а также задавали вопросы о муже.
Когда женщина отказалась сообщить местонахождение мужа, один из сотрудников ударил ее в живот, после чего нанес несколько ударов по рукам и спине. Наличие у Карбаевой синяков даже по прошествии девяти дней было зафиксировано представителем Хьюман Райтс Вотч. С Карбаевой также сорвали хиджаб и пригрозили сорвать и платье, сфотографировать без одежды и потом показывать фотографии соседям, чтобы опорочить женщину и "показать людям, кто она на самом деле". После этого тот же сотрудник пригрозил изнасиловать ее, если она не ответит на все вопросы.
Карбаева провела под стражей больше суток. За все это время женщине, которая кормит грудью 9-месячного ребенка, дали единственный сухарь, пить не давали вообще. В итоге она потеряла сознание. Несмотря на неоднократные просьбы, ей не разрешили ни сходить домой к ребенку, ни получить ребенка к себе.
4 апреля Карбаеву отпустили. Не сообщив матери, 3 апреля в 21.00 сотрудники СНБ забрали ее 10-летнего сына, которого всю ночь держали отдельно от Карбаевой и без кого-либо из взрослых родственников или опекунов. Сотрудники органов безопасности допрашивали мальчика о муже его матери (приходится ему отчимом) и об одном из знакомых последнего, которого они обвиняли в вовлечении ребенка в "Хизб-ут-Тахрир" и подготовку из него "боевика" для исламистской организации. Перед тем как поместить ребенка к матери, его заставили назвать людей на нескольких фотографиях и возили на машине, чтобы он показал место своей "подготовки".
Мирахим Хайдаров, Лидия и Нилуфар Хайдаровы
Лидия и Мирахим Хайдаровы и их дочь 25-летняя Нилуфар (место содержания под стражей не установлено) были арестованы в Ташкенте вооруженными сотрудниками милиции в форме 5 апреля в 5.30 часов утра. Двое сыновей Хайдаровых и муж Нилуфар в настоящее время отбывают наказание по "религиозным" статьям. Мирахима, Лидию и Нилуфар Хайдаровых вывели из дома под дулами автоматов, не дав ни одеться, ни воспользоваться туалетом; в это время примерно 20 милиционеров обыскивали дом и двор. Утверждается, что при обыске была найдена некая книга, религиозные листовки и коробка с видеокассетами.
Хайдаровых доставили в Собир-Рахимовский РОВД, где по отдельности допросили. На вопрос Лидии Хайдаровой, зачем было угрожать оружием при задержании, ей ответили: "Скажи спасибо, что бомбы тебе в карман не насовали". После этого всех троих перевезли в ГУВД Ташкента. Лидию и Мирахима Хайдаровых отпустили вечером 6 апреля, однако их дочь Нилуфар остается задержанной. Какую-либо информацию о месте ее содержания в ГУВД сообщить отказываются.
Махфуза Носирова и Дилорам Мухамедова
Махфуза Носирова и Дилорам Мухамедова (две родственницы) были арестованы 29 марта андижанской милицией. 16-летняя Носирова является дочерью Фархода Усманова, задержанного по обвинению в хранении нелегальной религиозной литературы и умершего в милиции в 1999 г., как представляется - от пыток. В момент ареста Носирова вместе с 31-летней Мухамедовой находилась в Андижане для свидания с родственником, отбывающим в андижанской тюрьме срок по религиозным мотивам. У Мухамедовой в настоящее время наказание по "религиозным" статьям отбывают муж, отец и другие родственники.
Милиция утверждает, что Носирова и Мухамедова были задержаны, потому что в момент проверки патрульным нарядом у них не оказалось документов; по сведениям, документы были ранее утеряны на одном из блокпостов. Однако женщин не отпустили даже после того, как 4 апреля из райотделов милиции по месту жительства в Ташкенте официально подтвердили их личность. Матери обеих женщин дважды ездили в Андижан с адвокатом, однако местные власти отказались не только допустить адвоката к задержанным, но и сообщить об их состоянии и основаниях содержания под стражей. Как утверждают, в милиции матерям заявили, что их дочери задержаны потому, что "они могут быть террористками или шахидками".
Махбуба Усманова и Сахиба Ходайбердиева
Сестра Махфузы Носировой Махбуба Усманова и сводная сестра Сахиба Ходайбердиева были на несколько часов задержаны ташкентской милицией, потому что они якобы "опасные" и могут "себя взорвать". Сотрудники милиции обвиняли задержанных в том, что те являются "террористками" и угрожали "уничтожить всю семью". В итоге обеих отпустили, предупредив: "Мы следим за каждым вашим шагом". В ходе репрессий против независимых мусульман многие члены семьи Усмановых уже были отправлены за решетку или подверглись притеснениям. Об этом подробно рассказывается в мартовском докладе Хьюман Райтс Вотч "Создавая образ врага" (http://www.hrw.org/russian/reports/uzbek/2004/enemy/).
Джамиля Азимова
Джамиля Азимова, получившая 14 марта в Ташкенте по "религиозным" статьям 3 года условно, 7 апреля была вновь арестована. Сначала ее доставили в РОВД по месту жительства, оттуда - в ГУВД. Адвоката к ней не допустили. Родственникам также не разрешили свидание: им заявили, что суд уже изменил приговор на шесть лет лишения свободы и что Азимова будет отправлена прямо в колонию.
Бывшие задержанные рассказывали Хьюман Райтс Вотч, что в коридорах одного из ташкентских РОВД "полно женщин в хиджабе" и что они слышали крики женщин, не исключено - вызванные недозволенным обращением.
Действия милиции
Действия сотрудников милиции в ходе последней волны арестов изобилуют процессуальными нарушениями. Большие группы вооруженных милиционеров врываются в дома без ордера, проводят несанкционированные обыски и изымают разрешенные религиозные материалы, такие как экземпляры Корана и литературу, напечатанную государственными издательствами. Хьюман Райтс Вотч также располагает заявлениями о том, что во время обысков сотрудники совершали кражи денег и других ценностей. Так, Хамиде Карбаевой не предъявили постановление о производстве обыска. В доме Хайдаровых, как утверждается, милиционеры серьезно повредили имущество.
"Милиции, похоже, развязали руки, и ситуация просто изобилует нарушениями, - говорит Р.Денбер. - При этом международное сообщество по большей части хранит молчание. Так больше не может продолжаться. Союзники Узбекистана должны поднять свой голос, чтобы не допустить нарастания произвола".
Хьюман Райтс Вотч выявлены также массовые нарушения в обращении с мужчинами, арестованными после терактов. Очевидцы утверждают, что в последние две недели задержанных мусульман в милиции силой пытаются принуждать к признанию. Их избивают, бьют по ушам и гениталиям, прижигают кожу горящей газетой или окурком, загоняют гвозди под ногти и "сажают на бутылку" или насилуют другими предметами. В одном случае задержанного раздели и избивали, пока он не превратился в "кусок мяса".
|