|
Над Грузией нависла угроза «пыточного» кодекса
(Нью-Йорк, 26 ноября 2002 г.) - Грузинский парламент должен прекратить демонтаж гарантий против пыток, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. 21 ноября министр внутренних дел К.Нарчемашвили потребовал внесения новых поправок в уже и без того далеко не идеальный уголовно-процессуальный кодекс, и законодатели, похоже, готовы поддержать любые его предложения.
«Министр ведет дело к тому, что нельзя назвать иначе, как кодексом палачей. МВД открыто противопоставляет себя Совету Европы и ООН, которые, наоборот, требуют дополнительных гарантий для задержанных в Грузии»Элизабет Андерсен, исполнительный директор отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии
Министр был вызван в парламент для объяснений в связи с ростом преступности после убийства 20 ноября в центре Тбилиси Кахи Асатиани, известного в прошлом футболиста, занявшегося бизнесом. К.Нарчемашвили начал с обвинений в адрес законодателей, принявших, по его словам, уголовно-процессуальный кодекс, который связывает МВД руки, после чего потребовал увеличения действующего 12-часового срока первоначальной изоляции задержанных, предложив также частично вернуть МВД оперативный доступ в места досудебного содержания под стражей, переданные в ведение Минюста. В тот же вечер в одной из телепрограмм глава правоохранительного ведомства высказался за лишение свидетелей права на адвоката.
«Министр ведет дело к тому, что нельзя назвать иначе, как кодексом палачей, - заявила Элизабет Андерсен, исполнительный директор Отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - МВД открыто противопоставляет себя Совету Европы и ООН, которые, наоборот, требуют дополнительных гарантий для задержанных в Грузии».
Пытки и процессуальные нарушения являются обыденной практикой грузинских правоохранительных органов. В апреле Комитет ООН по правам человека выразил озабоченность «продолжающимися и массовыми случаями пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в обращении с заключенными со стороны должностных лиц правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы» в республике. В бюро судмедэкспертизы Минюста Хьюман Райтс Вотч вчера подтвердили, что в этом году зафиксировано по меньшей мере четыре случая применения полицией пытки током и несколько случаев подделки подписи задержанных под показаниями. Регулярное освидетельствование задержанных, передаваемых полицией в подведомственные Минюсту следственные изоляторы, свидетельствует о десятках случаев избиений и превышения установленного законом 72-часового срока задержания без предъявления обвинения.
В 1998 г. в Грузии при содействии Совета Европы был принят новый уголовно-процессуальный кодекс, предоставивший задержанным дополнительные гарантии. Однако уже в мае и июле 1999 г. - всего через несколько недель после принятия Грузии в СЕ - парламент страны принял целый ряд регрессивных поправок, сводящих на нет эти гарантии, включая право судебного обжалования недозволенного обращения или пыток в предварительном заключении. Эти тревожные тенденции послужили поводом для публикации Хьюман Райтс Вотч в октябре 2000 г. специального доклада «Откат реформ: поправки подрывают доступ к правосудию».
«Поправки 1999 г. - это огромный шаг назад. Необходимо исправлять, а не усугублять те негативные последствия, которые они имели для прав задержанных», - подчеркнула Э.Андерсен.
Одно из действующих положений УПК фактически передает задержанного на первые 12 часов в полное распоряжение полиции, которая только после этого должна допустить к нему адвоката или врача. Это противоречит как Конституции Грузии, так и Европейской конвенции о правах человека (Грузия является ее участником). Уполномоченный по правам человека Нана Девдариани и две неправительственные организации обратились по этому вопросу в Конституционный суд. Несмотря на это, министр внутренних дел теперь сетует на то, что полиции не хватает 12-часового срока содержания в полной изоляции.
Поправки 1999 г. также лишали свидетеля права на адвоката, однако в июне 2001 г. это право было восстановлено. В своем выступлении в парламенте К.Нарчелашвили назвал это положение излишним и призвал убрать его из УПК. При этом в докладе Хьюман Райт Вотч 2000 г. было зафиксировано существование в полиции устойчивой практики, когда задержанного подозреваемого оформляют как свидетеля, чтобы лишить его доступа к адвокату и других прав.
Министр заявил законодателям, что невозможность проведения полицией «оперативно-следственных действий» в следственных изоляторах затрудняет следствие. Места досудебного содержания под стражей были, в рамках выполнения обязательств перед Советом Европы, переданы от МВД в ведение Минюста в начале 2000 г., после чего стали в большей степени доступными для контроля.
«Полиция регулярно злоупотребляет имеющимися у нее полномочиями, - заявила Э.Андерсен. - Придание ей дополнительной власти не решит проблему преступности. Эта цель может быть достигнута только через завоевание полицией доверия со стороны общества».
Кризис общественного доверия к полиции признает даже правительство. В 2001 г. была создана комиссия по разработке нового УПК и программы реформирования правоохранительной системы и органов безопасности Грузии. В сентябре 2002 г. комиссия в своем докладе признала, что «масштабы коррупции в правоохранительной системе серьезно подрывают процесс формирования правового государства и веру в правосудие и законность». Комиссия также подчеркнула, что для успеха реформ необходимо проявление политической воли со стороны правительства.
В этом году зафиксировано несколько громких эпизодов коррупции в полиции. В июне в телепрограмме «60 минут», специализирующейся на журналистских расследованиях, было показано, как глава департамента МВД по борьбе с наркотиками дает указания информатору подбросить наркотики человеку, у которого впоследствии департамент мог бы требовать деньги за прекращение дела. 27 сентября более двух десятков полицейских ворвались в помещение местного телеканала в Зугдиди, избили сотрудников и перебили аппаратуру. Ранее этот телеканал участвовал в подготовке программой «60 минут» сюжета об участии полиции в контрабанде бензина из Абхазии. В тот же день сотрудники полиции, по сведениям, «навестили» мать и 10-летнего сына корреспондента «60 минут» в Зугдиди.
«Правительство Грузии не должно останавливать реформу уголовной юстиции», - заявила Э.Андерсен. Хьюман Райтс Вотч призвала грузинские власти незамедлительно исправить наиболее вопиющие недостатки действующего УПК, в том числе положение о 12-часовой изоляции, и вернуть задержанным право на любом этапе обращаться в суд с жалобами на нарушения в обращении в период предварительного следствия. Мы также рекомендовали ввести механизмы оперативной проверки и защиты задержанных, когда при поступлении их в СИЗО обнаруживаются факты причинения им телесных повреждений или превышения 72-часового срока содержания в полиции без предъявления обвинения.
|