HRW.ORG Home Page HRW - Russian Page Home
HRW.ORG Home Page PortuguesFrancaisRussian
EspanolChineseArabic
HRW > Русская Страница > Пресс Релизы -> 2002 -> [+]

США: с правами человека в Узбекистане все в порядке

(Нью-Йорк, 10 сентября 2002 г.) – Хьюман Райтс Вотч заявила, что Госдепартамент США дает неоправданно высокую оценку прогрессу Узбекистана в правозащитной области с очевидной целью сохранить объем предоставляемой Ташкенту помощи.


«Госдепартамент использовал этот закон не по назначению. – Мы рассчитывали на активные шаги, а получили лишь стандартную отписку».

Том Малиновски, вашингтонский директор Хьюман Райтс Вотч по правозащитной деятельности


 

В закрытой записке от 26 августа госсекретарь К.Пауэлл сообщает Конгрессу, что Узбекистан демонстрирует «реальный и последовательный прогресс» в реализации обязательств в области прав человека и демократии, закрепленных в американо-узбекской Декларации о стратегическом партнерстве в марте 2002 г. В соответствии с принятым в июле законодательством такая оценка со стороны Госдепартамента необходима для выделения дополнительной помощи узбекскому правительству в объеме 45 млн. долл.

«Госдепартамент использовал этот закон не по назначению, - заявил Том Малиновски, вашингтонский директор Хьюман Райтс Вотч по правозащитной деятельности. – Мы рассчитывали на активные шаги, а получили лишь стандартную отписку».

США публично выражали свою озабоченность последними тревожными событиями в Узбекистане, в том числе в связи со случаями смерти в заключении арестованных по «религиозным» статьям и принудительным психиатрическим лечением правозащитника. Однако общение с должностными лицами американской администрации приводит Хьюман Райтс Вотч к выводу о том, что позитивному заключению Госдепартамента не предшествовало с его стороны никаких попыток задействовать новый закон для обеспечения дополнительных подвижек по этим проблемам.

В подписанной в марте 2002 г. совместной декларации Узбекистан заявляет о своей приверженности «сильному и открытому гражданскому обществу», «соблюдению прав человека и основных свобод», «подлинно многопартийной системе», «свободным и справедливым выборам», «политическому плюрализму, многообразию мнений и их свободному выражению», «независимости СМИ» и «независимости судов».

В качестве оснований для своего заключения Госдепартамент привел ряд шагов узбекского правительства, предпринятых с учетом американских озабоченностей. При этом каждый такой случай сопровождался репрессивными мерами, серьезно снижающими эффект каждой из инициатив. В частности:

  • Госдепартамент ссылается на регистрацию Независимой организации по правам человека Узбекистана (первый случай, когда такого рода группе разрешено легально работать в республике) и выражает надежду на скорую легализацию и других групп. Однако с марта новых регистраций не последовало, а по меньшей мере четверо правозащитников были задержаны без достаточных оснований. Еще один правозащитник, Юлдаш Расулов, находится под судом по обвинению в «религиозном экстремизме». 28 августа правозащитник Елена Урлаева была отправлена на принудительное психиатрическое лечение, причем с того времени к ней не допускают даже членов семьи.

  • Госдепартамент ссылается на то, что с января в связи с двумя случаями смерти в заключении были осуждены семь сотрудников милиции и органов безопасности, а также на приглашение посетить Узбекистан спецдокладчику ООН по пыткам. При этом с марта Хьюман Райтс Вотч документально зафиксировано три новых случая смерти в заключении при сомнительных обстоятельствах. Два человека, Музафар Авазов и Хусниддин Алимов, умерли прямо накануне принятия Госдепартаментом позитивного заключения. Не расследованными остаются многие другие случаи смерти в заключении и бесконечные заявления о пытках. В мае узбекское правительство не предоставило Комитету ООН против пыток запрошенные данные о численности содержащихся под стражей.

  • Госдепартамент ссылается на снижение числа арестов мусульман, чьи религиозная практика и связи не укладываются в установленные государством рамки. Однако интенсивность арестов и судебных процессов с марта свидетельствует о продолжении кампании арестов и преследований таких людей в неизменном виде. С февраля по июль только по данным Хьюман Райтс Вотч за «религиозный экстремизм» было осуждено 116 человек, и еще несколько десятков находятся под следствием. Госдепартамент признает, что в Узбекистане остается еще около 6,5 тыс. осужденных за «экстремизм», большая часть из которых получили срок за гарантированную им свободу совести, религиозной практики и связей.

  • Госдепартамент ссылается на то, что с апреля оппозиционная политическая партия «Бирлик» смогла беспрепятственно провести пять региональных съездов. Однако ее бывшие и действующие члены остаются под надзором милиции и вынуждены регулярно отмечаться в правоохранительных органах и писать объяснительные о своей деятельности. Члены других запрещенных политических партий по-прежнему подвергаются притеснениям и риску произвольного ареста за частные собрания или обсуждение политических вопросов. Те граждане, которые пытались с марта организовывать акции протеста по экономическим, социальным и политическим проблемам, также подвергаются притеснениям, угрозам и задержаниям.

  • Государственный департамент ссылается на упразднение официальной предварительной цензуры. При этом власти, как представляется, попросту переложили эти функции на редакторов. По меньшей мере один из редакторов после публикации серии статей, которые «не прошли» бы ранее, был вызван в президентскую администрацию, где от него потребовали прекращения публикации таких материалов. В целом заметного изменения содержания СМИ не отмечается. Журналистам по-прежнему грозит произвольное задержание. На прошлой неделе милицией был арестован член Независимой организации по правам человека Узбекистана Джахангир Шосалимов, которому предъявлено сомнительное обвинение в организации беспорядков, в то время как в действительности он просто помог журналисту встретиться с пострадавшим от милицейского насилия.

  • Государственный департамент дает позитивную оценку шагам, которые еще только должны быть реализованы. Так, упоминаются заявленные в августе прошлого года, еще до подписания Декларации, судебные реформы, которые пока не сдвинулись с места.
  • Представляется, что Конгресс США будет настаивать на сохранении условий для предоставления Узбекистану американской помощи, которая в текущем году достигла 173 млн. долл., и Хьюман Райтс Вотч настоятельно призвала администрацию Дж.Буша активнее использовать эти условия в интересах улучшения ситуации в Узбекистане.

    «Мы видим, что после 11 сентября американское участие в правозащитных проблемах Узбекистана во многих аспектах усилилось, вопреки распространенным опасениям, что оно может вообще прекратиться, - отметил Т.Малиновски. – Однако такое участие не будет эффективным, пока администрация Дж.Буша не возьмет на вооружение предложенную Конгрессом линию на увязку продолжения поддержки Ташкента с большей внимательностью со стороны последнего к американским озабоченностям в области прав человека».

    HRW Logo


    © Copyright 2001, Human Rights Watch    350 Fifth Avenue, 34th Floor    New York, NY 10118-3299    USA