|
21 июня 2002 г.
Президенту Республики Узбекистан И.Каримову
Уважаемый господин Президент!Мы обеспокоены продолжающимся содержанием под стражей в условиях полной изоляции правозащитника Юлдаша Расулова, члена кашкадарьинского отделения Общества прав человека Узбекистана. Мы серьезно встревожены тем обстоятельством, что Ю.Расулов уже в течение месяца подвергается постоянному риску пыток или жестокого обращения. Вызывает озабоченность и то, что он был арестован за правомерную религиозную и правозащитную деятельность.Искренне ВашаПо сведениям, Ю.Расулов был задержан милицией рано утром 24 мая в Карши, когда вышел за молоком. Впоследствии он был переведен в центральный аппарат МВД в Ташкенте. Как сообщалось, в результате обыска в его доме никаких улик обнаружено не было.
Насколько нам известно, Ю.Расулов не получил возможности выбрать себе защитника. В течение месяца с ним не могут встретиться ни его законный представитель, ни родственники, ни сторонники. Мы располагаем сообщениями о том, что по меньшей мере один из задержанных по его делу был избит в милиции; впоследствии этого человека освободили. Хьюман Райтс Вотч неоднократно обращала внимание Вашего правительства на документально зафиксированную нами практику пыток и недозволенного обращения в узбекской милиции и органах безопасности. Нами установлено, что такая практика является весьма распространенной и усугубляется изоляцией задержанных. В этих условиях Хьюман Райтс Вотч опасается, что в предварительном заключении Ю.Расулов подвергается наиболее серьезному риску в любой момент стать жертвой пыток или жестокого обращения.
Правоохранительные органы утверждают, что Ю.Расулов занимался вербовкой боевиков-исламистов, однако конкретные обвинения до сих пор не оглашены. Общество прав человека Узбекистана решительно отрицает причастность правозащитника к «экстремистской» деятельности, тем более направленной на насильственное свержение государственной власти. Ю.Расулов является членом ОПЧУ с 2000 г. и занимался вопросами защиты прав тех, чья религиозная практика выходит за рамки санкционированного государством ислама. Такая деятельность защищена статьями 19 и 21 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), участником которого является Узбекистан, и Декларацией ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (1998 г.). Как того требует исламская традиция, Ю.Расулов также пять раз в день совершает намаз, что защищено статьей 18 МПГПП.
На протяжении последних трех лет Хьюман Райтс Вотч неоднократно обращала Ваше внимание на притеснения и необоснованное лишение свободы правозащитников в Узбекистане. В нашем докладе «Не оставляя свидетелей: кампания против правозащитников» (1999 г.) зафиксирована практика притеснений со стороны властей и изложены международно-правовые обязательства Узбекистана в области соблюдения прав правозащитников. Мы призываем узбекские власти следовать этим обязательствам, в частности – предоставив Ю.Расулову в кратчайшие сроки доступ к адвокату по собственному выбору и освободив его из-под стражи до полного и беспристрастного рассмотрения всех предъявленных ему обвинений.
Надеемся на получение Вашего ответа по данному делу и рассчитываем на продолжение диалога о положении всех правозащитников в Узбекистане.
Элизабет Андерсен,
исполнительный директор
отделения Хьюман Райтс Вотч
по Европе и Центральной Азии
|