КРИЗИС
В КОСОВО

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница

Напишите нам:
hwmosc@glasnet.ru

Конфликт в Косово и международное право

НАТО и Югославию следует судить по нормам международного права

Вопрос: Каковы "законы войны"? Каким образом они применимы к конфликту в Косово?

Ответ: К законам войны относятся те законы, которые регулируют поведение сторон в международных и внутренних вооруженных конфликтах, включая четыре Женевские конвенции 1949 года и протоколы к ним, Гаагские конвенции 1907 года и те принципы, которые, в силу своего широкого приятия сообществом наций, превратились в обычное международное право, которое обязательно для всех государств и воюющих сторон. Конфликт в Косово изменил свой характер и из гражданской войны превратился в международный вооруженный конфликт. Таким образом, на гражданских лиц и военнослужащих, которых он затрагивает, распространяется вся возможная защита международного права.

В основе этого законодательства лежит обязанность защищать жизнь, здоровье и безопасность гражданских лиц и иных невоюющих сторон, таких, как раненные, пленные или сложившие оружие военнослужащие. На таких лиц абсолютно запрещается нападать, наносить им увечья или депортировать. По этой причине законы войны также называют международным гуманитарным правом.

Основополагающая правовая норма состоит в том, что оружие и средства ведения войны не должны причинять "чрезмерного ущерба" или "излишних страданий". Запрещается применение против неприятельского населения тактики голодной смерти, а также любые действий, направленных на нанесение чрезвычайно сильног ущерба окружающей среде, разрушение объектов, от которых зависит выживание мирного населения, таких, как источники продовольствия и воды. Воюющие стороны не могут убивать захваченных ими неприятельских военнослужащих, но должны содержать их в качестве военнопленных, запрещено угрожать тем, что никто не останется в живых, или отдавать соответствующие приказы.

Другой основополагающий принцип состоит в неприкосновенности мирного населения. При всех обстоятельствах запрещаются нападения на гражданских лиц или гражданские объекты (такие, как места богослужения, исторические монументы или больницы). Участники конфликта не имеют права использовать гражданских лиц для защиты военных объектов от нападения. Военными считаются объекты, вносящие существенный вклад в военные действия. В случае сомнений объекты должны считаться гражданскими. Однако мост может служить как гражданским, так и военным целям, а потому может считаться законной мишенью для нападения.

Из неприкосновенности мирного населения вытекает запрет на неприцельные обстрелы или нападения. Обстрел или нападение другого рода является "неприцельным", когда его последствия не могут быть ограничены и таким образом наносят ущерб как военным, так и гражданским объектам без разбора. К неприцельным относятся также нападения, в результате которых можно ожидать непреднамеренного лишения жизни гражданских лиц, причинения им увечий и/или нанесения ущерба гражданским объектам, которые чрезмерны по отношению к ожидаемым конкретным и прямым военным преимуществам. Типичными примерами служат тактика "ковровых" бомбардировок населенных районов, где разбросаны военные объекты, установка мин, которые будут убивать как гражданских лиц, так и военнослужащих на протяжении многих десятилетий, а также применение химического и бактериологического оружия, которое не способно отличать гражданских лиц от воюющей стороны.

В: Что говорит международное право о бомбардировке таких густо населенных районов, как Белград?

О: Бомбардировка, в ходе которой ряд очевидно различных и явно военных объектов, расположенных в городе, где высока концентрация гражданского населения, рассматриваются в качестве единой военной цели, является неприцельной и потому запрещена. Воюющие стороны несут ответственность за принятие мер предосторожности. К ним относятся принятие всех возможных мер с целью удостовериться в том, что мишени не являются гражданскими объектами, сведение к минимуму случайной потери жизни гражданскими лицами, эвакуация гражданского населения из окрестностей военных объектов, действенное предупреждение гражданского населения о приближении нападения, если это позволяют обстоятельства, а также отказ от размещения военных объектов в густо населенных районах или их окрестностях.

В: Должны ли трое захваченных сербскими войсками американцев рассматриваться в качестве военнопленных?

О: Да. Военнопленными являются воюющие стороны, которые "попали под власть неприятеля". Военнопленные защищены чрезвычайно подробным сводом правил, которые закреплены в Женевской Конвенции об обращении с военнопленными. В частности, военнопленные располагают неотъемлемым правом на защиту их личности и чести. Обращение с ними при всех обстоятельствах должно быть гуманным, они должны быть защищены от актов насилия или запугивания, а также от оскорблений и общественного любопытства, они не могут подвергаться репрессалиям.

В: Являются ли массовые выдворения албанцев из Косово и случаи убийств геноцидом?

О: Геноцид представляет собой редкое и узко определяемое преступление, отличающееся от тех видов жестокостей, которым обычно подвергается гражданское население во время войны. Конвенция "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него" определяет геноцид как определенные действия, совершенные с намерением полностью или частично уничтожить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. К осужденным действиям относятся убийства, причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в их среде, насильственная передача детей из одной группы людей в другую или предумышленное создание таких условий жизни, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение этих групп.

Ключевым здесь является то, что такие действия должны предприниматься не просто в рамках военной кампании или тактики "выжженной земли", но с явной целью уничтожения самого существования данной группы и ее группового самосознания. Массовое изгнание гражданского населения само по себе не квалифицируется как геноцид, как и убийства гражданских лиц - даже если речь идет о большом их числе. Для этого требуется наличие явной тенденции, свидетельствующей о политике уничтожения группы, к которой они принадлежат. Свидетельствами геноцида могут быть также такие действия, как интернирование населения в концентрационных лагерях, уморение голодом, изнасилования и насильственное оплодотворение с целью разрушения семьи и предотвращения деторождаемости в рамках определенной группы.

Со стороны НАТО выдвигались обвинения в том, что жестокости югославских войск по отношению к косовским албанцам равносильны геноциду, но отсутствуют достаточные независимые подтверждения данных жестокостей. Хьюман Райтс Вотч располагает наблюдателями на границе с Албанией и в Македонии, которые собирают информацию от беженцев. Мы помним, что "этнические чистки" в Боснии начались именно с подобных актов выдворения и убийств, которые достигли уровня, свидетельствующего о явном намерении истребить боснийцев-мусульман как группу, так что мы внимательно следим за ситуацией.

Не вызывает сомнения, что жестокости, совершаемые по отношению к косовским албанцам, ужасны, и вне зависимости от того, могут ли они рассматриваться как "геноцид", они подпадают под определение преступлений против человечности, что является чрезвычайно серьезным нарушением международного права и наказывается всеми странами на земле. К преступлениям против человечности, вне зависимости от того, совершены они в ходе вооруженного конфликта или в мирное время, относятся систематические и массовые нападения на гражданское население, включая убийства, уничтожение, депортацию, тюремное заключение, пытки, исчезновения или иные бесчеловечные действия. Преступления против человечности, представляющие собой нарушение обычного международного права, были включены в статуты специальных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии, а также в статут Международного Уголовного Суда.

Акты выдворения и убийства гражданского населения также представляют собой серьезные нарушения Женевских Конвенций и наказываются как чрезвычайно серьезные военные преступления.

В: Каковы обязанности других стран по отношению к косовским албанцам, которые бегут из своих домов?

О: Косовским албанцам как спасающимся от преследований за свою национальность полагается полная защита в соответствии с Конвенцией 1951 года о статусе беженцев и Протоколом к ней от 1967 года. Это значит, что они должны быть признаны беженцами, и, что еще важнее, страны, в которые они бежали или где они в настоящее время спасаются, не должны отправлять их назад в Косово до тех пор, пока не исчезнут опасения в отношении преследований там. Хотя неожиданный массовый наплыв косовских албанцев обременил соседние страны - Албанию и Македонию, оба эти государства обязаны держать свои границы открытыми.

Беженцы, как и все люди, имеют право на основополагающие права человека, в том числе право на жизнь, здоровье, питание и кров. К непредвиденным обстоятельствам массового бегства не готовились заранее, и Хьюман Райтс Вотч приветствует запоздалую мобилизацию чрезвычайной помощи, а также готовность стран НАТО предоставить кров этим людям. Международное сообщество и в частности правительства стран НАТО несут ответственность за увеличение и предоставление гуманитарной помощи всем, кто вынужден был переместиться в результате данного конфликта.

В соответствии с Конвенцией беженцы имеют определенные права на удостоверения личности и проездные документы, которые имеют критически важное значение для косовских албанцев, поскольку их систематически лишали всех удостоверений личности и местожительства те, кто вынудил их бежать.

Другим основополагающим правом человека является право на возвращение домой. Косовские албанцы сохраняют за собой это право, но ни одна страна не может заставить их вернуться против своей воли до тех пор, пока сохраняются условия, оправдывающие страх преследования.

Систематическое, массовое изгнание косовских албанцев из их домов представляет собой нарушение гуманитарного права. Насильственное перемещение гражданского населения запрещено за исключением тех случаев, когда перемещение необходимо для обеспечения безопасности самого населения или в силу непреодолимых военных причин. Остающиеся в Косово косовские албанцы имеют право на общую защиту международного гуманитарного права, действующего в отношении гражданских лиц: они не должны подвергаться нападениям, их не должны терроризировать, морить голодом или лишать средств к существованию.

Webmaster