КРИЗИС
В КОСОВО

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница

Напишите нам:
hwmosc@glasnet.ru

Нью-Йорк, 26 мая 1999 года
English

Бывшие заключенные рассказывают о жестоком обращении в тюрьме Смреконица

Содержавшиеся в течение нескольких недель в тюрьме Смерконица (примерно в 5 километрах к югу от Косовска Митровица) мужчины из числа этнических албанцев рассказали Хьюман Райтс Вотч о жестоком обращении с ними сербских властей. Освобожденные в минувшую субботу бывшие узники сообщили, что тюремные камеры были чрезвычайно переполнены, заключенным давали недостаточно еды, и мужчин, которых подозревали в принадлежности к или поддержке Армии освобождения Косово, почти без исключения жестоко избивали во время допросов.

Представители Хьюман Райтс Вотч в Кукесе (на севере Албании) опросили поздно вечером в субботу, 2 мая, шестерых мужчин, которые были освобождены в тот день из тюрьмы Смреконице. Эти мужчины, опрошенные раздельно, находились среди примерно 500 заключенных, которые, по сообщению УВКБ, были освобождены из тюрьмы в субботу и доставлены на границу с Албанией несколькими партиями. Сообщается, что в воскресенье, 3 мая, границу с Албанией пересекла еще одна партия из более чем 400 заключенных, освобожденных из тюрьмы Смреконице. Рассказы опрошенных Хьюман Райтс Вотч, возраст которых составлял от 27 до 56 лет, явно свидетельствуют о систематически жестоком обращении администрации тюрьмы с заключенными.

Мужчины представили описания своего пребывания в тюрьме Смреконице в течение от двух до трех недель. Некоторых из этих мужчин уже содержали до этого в течение двух недель в здании школы в Србице (албанское название - Скендераж) до перевода в тюрьму Смреконица, тогда как других арестовали в окрестностях Вуситрна (албанское название – Вуштри) 2 или 3 мая. Среди освобожденных было много мужчин, которых взяли из колонны беженцев в Вуситрне, о чем Хьюман Райтс Вотч сообщала 20 мая (см. "Молнию" № 40 по Косово). В целом по состоянию на 22 мая, когда была освобождена первая крупная партия заключенных, в этой тюрьме находились около 3 тысяч мужчин.

Заключенных содержали в условиях, которые далеко не соответствовали минимально приемлемым стандартам. Все бывшие узники сообщают, что тюремные камеры были настолько переполнены, что заключенным в них было почти невозможно присесть. Пятидесятидвухлетний мужчина из Резник сообщил, что в его камере размером четыре на восемь метров находились 76 человек, а сорокатрехлетний мужчина из окрестностей Подужево рассказал, что в его камере размером четыре на пять метров содержались 36 мужчин. Заключенным не выдавали матрасов или одеял, а заставляли спать на бетонном полу.

Всех без исключения задержанных из числа этнических албанцев допрашивали, некоторых по пять раз, на предмет их возможных связей с Армией освобождения Косово (АОК или УЧК – по-албански). Во время этих допросов, по словам мужчин, их избивали, некоторых – жестоко. Двадцатисемилетнего А.К. сначала держали две недели в здании школы в Србице, а затем перевели в тюрьму Смреконице, где продержали еще две недели. А.К. рассказал Хьюман Райтс Вотч: "Меня допрашивали пять раз: два раза в школе в Скендераж и три раза в тюрьме /Смреконица/. Они спрашивали меня, являюсь ли я членом УЧК, кого я знаю в УЧК, давал я деньги УЧК, есть ли у меня связи с УЧК и т.п. Каждый раз, когда я говорил, что не знаю никакой УЧК, они били меня /деревянными/ палками, пластиковыми полицейскими дубинками или прикладами автоматов. Они били меня по спине и по рукам".

Другие опрошенные также утверждали, что их жестоко били по спине, голове, рукам и коленям во время допросов, часть из которых проходила в техническом и медицинском училищах в Косовска Митровице, которые, как утверждается, служили штаб-квартирой полиции после того, как НАТО разбомбила полицейский участок в Митровице. Би-би-си показала кадры множества освобожденных заключенных, которые демонстрировали сильные кровоподтеки у себя на спинах и на руках.

По сообщению двух опрошенных, проводившие допросы офицеры, ни один из которых не был опознан, допрашивали и избивали этнических албанцев под громко включенную сербскую народную музыку. Кроме того, один очевидец сообщил, что мужчин заставляли выкрикивать лозунги, например "Да здравствует Сербия". Два свидетеля сообщили, что время от времени сербские военные заставляли двух албанцев драться друг с другом. Если албанцы дрались друг с другом недостаточно агрессивно, их избивали сербские охранники.

Арестованных заставляли подписывать документы, в которых утверждалось, что их уведомили о том, что они задержаны по подозрению в принадлежности к или поддержке АОК. Хьюман Райтс Вотч выражает озабоченность по поводу того, что арест и содержание под стражей многих из этих мужчин, в частности задержанных в Вуситрне и Србрице, было произвольным и неоправданным. Согласно сообщениям, действовавшие в этих районах сербские войска отделяли большое число годных к воинской службе мужчин, в возрасте примерно от 16 до 60 лет, от колонн гражданских лиц, используя в качестве единственных доказательств принадлежности к АОК возраст и национальную принадлежность. Ни один из задержанных не предстал перед судьей и не получил возможности оспорить юридическую обоснованность своего задержания.

Мужчины сообщили, что помимо физически жестокого обращения заключенных плохо кормили, выдавая около 200 граммов хлеба на человека в день. Мужчины из окрестностей Вуситрна в один голос сообщали, что не получали какой-либо еды в течение 48 часов со времени своего задержания в Вуситрне вечером в восресенье 2 мая до примерно 8 часов вечера во вторник, 4 мая. Некоторые бывшие заключенные сообщили, что питание улучшилось на десятый день содержания под стражей, когда власти начали давать горячую пищу.

Утром в субботу 22 мая мужчин стали вызывать по одному и приказывали садиться в автобусы, поджидавшие их на территории тюрьмы, не сообщая, куда повезут их автобусы. Затем автобусы доставили их в деревню Жур, расположенную примерно в четырех километрах от контрольно-пропускного пункта на границе между Косово и Албанией неподалеку от албанского города Кукес, где мужчинам приказали выйти из автобусов. Затем им приказали пройти последние километры до Албании пешком и не отклоняться от основной дороги, поскольку ее обочины заминированы. По словам этих мужчин, где-то между Жур и контрольно-пропускным пунктом в Морин военнослужащие армии Югославии отобрали у них все ценности.

Хотя большинство задержанных было освобождено, очевидцы утверждают, что некоторые мужчины из окрестностей Косовска Митровица – речь идет о тех мужчинах, которые были арестованы в течение нескольких дней непосредственно накануне освобождения очевидцев – все еще содержатся в тюрьме Смреконица. Хьюман Райтс Вотч чрезвычайно обеспокоена безопасностью и благополучием содержащихся в Смреконице, а также других тюрьмах, и призывает сербские власти как можно скорее освободить тех мужчин, в отношении которых нет доказательств их принадлежности к АОК. Кроме того, сербские власти должны гарантировать физическую неприкосновенность задержанных и обеспечивать их такими предметами первой необходимости, как еда, питье, матрасы и одеяла.

Webmaster