b

ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД - 2005

Январь 2005 г.

Таджикистан

Ситуация с правами человека в Таджикистане отличается неустойчивостью. При всех реформах на бумаге - включая новый закон о выборах и мораторий на смертную казнь - правительство продолжает оказывать давление на политическую оппозицию, независимые СМИ и религиозные группы. В условиях, когда президент Эмомали Рахмонов пытается укрепить свою власть в преддверии парламентских и президентских выборов 2005-2006 годов, в республике отмечается ухудшение политического климата.

Политическая оппозиция

Доминирующая роль в политической жизни принадлежит президентской Народно-демократической партии. Притом что договоренностями 1997 года оппозиции гарантировано 30% руководящих должностей, в январе президент заменил высших чиновников из числа представителей оппозиции на лояльных себе людей. В результате доля оппозиции в руководстве сократилась до 5%.

Оппонентам президента грозит уголовное преследование по политическим мотивам. В январе Верховный суд приговорил зампреда Партии исламского возрождения (одна из сторон Соглашения о мире и национальном согласии) Шамсуддина Шамсуддинова к 16 годам лишения свободы за многоженство, организацию преступного сообщества и незаконное пересечение госграницы в период гражданской войны. Еще трое членов ПИВТ получили длительные сроки по обвинению в участии в организованной Шамсуддиновым преступной группе. Сам Шамсуддинов, с момента ареста в мае 2003 года отказывающийся признать себя виновным, заявляет, что во время следствия его били и пытали током.

Остальные оппозиционные партии располагают ограниченными ресурсами и не имеют серьезной поддержки в обществе. В теории, существование таких партий не запрещено. На практике же такие партии сталкиваются с серьезными препятствиями при попытке зарегистрироваться в Минюсте. В начале года со ссылкой на нарушение Закона о политических партиях отказ в регистрации получила партия "Тараккиет" ("Развитие"); в марте четыре активиста этой партии объявили в знак протеста шестидневную голодовку. Проблемы с регистрацией возникали и у партии "Вахдат" ("Единство").

Избирательная реформа

Таджикистан имеет давние традиции манипулирования выборами. Международным стандартам не соответствовали ни президентские выборы 1999 года, ни парламентские 2000 года. Проведенный в июне 2003 года конституционный референдум, по итогам которого президент Э.Рахмонов получил возможность баллотироваться еще на два семилетних срока, также сопровождался заявлениями о подтасовках.

Правительство оказалось под нарастающим давлением со стороны целого ряда партий, требовавших реформировать избирательную систему. В ноябре 2003 года Социалистическая и Социал-демократическая партии создали коалицию "За свободные и прозрачные выборы", к которой присоединились также ПИВТ и Демократическая партия Таджикистана. За реформу выступали ОБСЕ и ООН. Однако подписанный президентом в июле новый закон о выборах вызвал критику как со стороны США и Евросоюза, так и со стороны оппозиции. Особое беспокойство вызывает введение избирательного залога в размере 500 долл. США. Противники закона опасаются, что эта норма не позволит представителям оппозиции активно участвовать в предстоящих парламентских выборах.

Свобода выражения мнений

Свободное выражение мнений и убеждений по-прежнему не гарантировано в Таджикистане, несмотря на рост популярности независимых газет. Формально, независимые газеты и журналы действуют вполне законно, однако из-за отказов государственных типографий выход периодических изданий оказывается затруднен или невозможен. Так, в ноябре 2003 года государственная типография "Шарки озод" в Душанбе без каких-либо объяснений отказалась печатать ведущую независимую газету "Рузи нав" ("Новый день").

"Рузи нав" и другие независимые газеты, в том числе "Неруи сухан" ("Сила слова"), "Одаму олам" ("Человек и мир") и "Наджот" ("Спасение", издается ПИВТ) продолжали выходить на базе независимой типографии "Джиенхон", однако в августе эта типография была закрыта властями за якобы налоговые нарушения. После этого печатать четыре вышеупомянутые газеты отказались как частные, так и государственные типографии. "Рузи нав" получил предложение из Киргизии и в ноябре смог выпустить один номер, однако тираж уже в Душанбе был конфискован Управлением налоговой полиции на транспорте. На момент подготовки этого материала в печать газета пыталась отстоять свои права в суде.

Для независимых телеканалов и радиостанций главным препятствием служит получение государственной регистрации. В сентябре 2003 года Госкомитет по телерадиовещанию отказался предоставить лицензию на телевещание медиа-холдингу "Азия-плюс", сославшись на отсутствие у заявителя необходимого оборудования и квалифицированных кадров. В медиа-холдинге при этом утверждают, что никакой проверки наличия аппаратуры и сотрудников госкомитет не проводил.

Серьезной проблемой остаются притеснения независимых и оппозиционных журналистов, хотя отмечается снижение числа физических нападений. С января 2004 года, по данным Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана, зафиксировано по меньшей мере 12 случаев притеснений журналистов. Неоднократные телефонные звонки с угрозами физической расправы, в том числе с членами семьи, поступали в адрес журналиста "Рузи нав" Мавлюды Султонзода, от которой требовали прекратить критику президента. Об аналогичных звонках сообщал и корреспондент "Азия-плюс" Турко Дикаев. В июле нападению неизвестных подвергся главный редактор "Рузи нав" Раджаб Мирзо.

Смертная казнь

Сохранение в Таджикистане смертной казни долгое время служило предметом озабоченности международного сообщества. В 2003 году за участие в преступной группировке были приговорены к высшей мере наказания Раджабмурод Джумаев, Умед Идиев, Акбар Раджабов и Мухаррам Фатхуллоев. Дела Джумаева и Идиева рассматривались Комитетом ООН по правам человека на предмет возможного нарушения Международного пакта о гражданских и политических правах. Несмотря на запросы Комитета об отложении исполнения приговора до завершения рассмотрения дела от 22 января и 13 апреля 2004 года, все четверо осужденных были в апреле казнены. 30 апреля президент Э.Рахмонов объявил о моратории на смертную казнь. По состоянию на ноябрь соответствующий закон прошел обе палаты парламента, но еще не был подписан президентом.

Свобода религии

Свобода религии гарантирована Конституцией, однако на практике должностные лица отслеживают, вплоть до вмешательства, деятельность религиозных организаций, которые в обязательном порядке должны регистрироваться в Госкомитете по делам религий. Независимым религиозным группам, которые считаются экстремистскими или политизированными (включая запрещенную "Хизб-ут-Тахрир") обеспечены контроль и гонения со стороны властей. За 2003 год по подозрению в членстве в "Хизб-ут-Тахрир" были арестованы около 160 человек, 34 были осуждены за подрывную деятельность. В 2004 году было арестовано более 70 предполагаемых членов "Хизб-ут-Тахрир". 20 человек в сентябре были приговорены к различным срокам лишения свободы, из них девять получили от 13 до 15 лет по таким статьям, как "организация преступного сообщества, и возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды". Некоторые задержанные по подозрению в причастности к "Хизб-ут-Тахрир" утверждают, что в предварительном заключении они подвергались побоям, сексуальному насилию и пытке током.

Торговля людьми

Торговля людьми является для Таджикистана серьезной проблемой. По данным Международной организации по миграции, республика служит одним из основных поставщиков женщин и детей. Таджикскими властями предпринят ряд позитивных шагов по решению этой проблемы, включая создание в МВД соответствующего управления. В августе 2003 года парламент принял закон, устанавливающий за торговлю людьми уголовную ответственность с наказанием от 5 до 15 лет лишения свободы. В декабре того же года 14 лет получила гражданка Таджикистана, признанная виновной в поставках женщин для работы в секс-индустрии в Объединенных Арабских Эмиратах. В апреле 2004 года обвинительный приговор был вынесен в отношении четырех участников организованной группы, занимавшейся торговлей людьми, 14 дел находятся на стадии предварительного следствия.

Ключевые международные игроки

С момента образования в 1991 году Таджикистана как независимого государства доминирующим влиянием в экономической и военной областях пользуется Россия, сохраняющая в республике свое военное присутствие. В 2004 году проходили двусторонние переговоры о частичном выводе российских войск к 2006 году. Долг Таджикистана России составляет около 300 млн. долл., а слабая национальная экономика поддерживается средствами, поступающими из России от таджикских рабочих-мигрантов. В июне между В. Путиным и Э. Рахмоновым была достигнута договоренность о списании значительной части таджикского долга в обмен на предоставление России права иметь на территории Таджикистана постоянную военную базу.

С началом в 2001 году военной операции в Афганистане возросла роль Таджикистана во внешней политике США. Американские военные оказывают таджикским коллегам техническое содействие и обеспечивают подготовку личного состава. Объем помощи за 2004 год составил 50,7 млн. долл. Притом что основная часть невоенной экономической помощи предоставляется в рамках гуманитарных программ, США наращивают финансирование демократизации, правоохранительной системы и рыночных реформ. В докладе Госдепартамента о правозащитной практике по странам мира за 2003 год правительство Э.Рахмонова критикуется за пытки и нарушения в обращении с задержанными, подавление политической оппозиции и свободы слова.

11 октября Таджикистан последним из всех центральноазиатских республик подписал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом. Хотя СПС содержит ссылку на обязательства в области прав человека, европейская политика в отношении Душанбе по-прежнему определяется главным образом соображениями безопасности и борьбы с терроризмом. В пересчете на душу населения Таджикистан является крупнейшим получателем европейской помощи в Центральной Азии. За 2003 год объем гуманитарной помощи Евросоюза составил 10 млн. евро. В 2004 году объем чистой помощи сократился примерно до 8 млн. евро при одновременном увеличении кредитования проектов по восстановлению экономики.

ОБСЕ в августе выражала озабоченность в связи с закрытием типографии "Джиенхон" и нападением на Раджаба Мирзо, призвав таджикские власти уважать свободу СМИ в период подготовки к выборам. ОБСЕ также представляла правительству свои рекомендации относительно условий для свободных и справедливых выборов и регламентации финансирования избирательной кампании, однако в окончательном варианте закона о выборах эти рекомендации отражения не получили.